Основные понятия и термины. Авидья– незнание или неправильное, понимаемое в индийской традиции как причина страданий

Авидья – незнание или неправильное, понимаемое в индийской традиции как причина страданий. знание – видья – рассматривается в качестве пути к освобождению от иллюзорности бытия и, таким образом, от страдания.

Астика – ортодоксальные школы, признающие авторитет Вед.

Атман – индивидуальная душа человека и других живых существ.

Брахман – объективное, духовное, безличное начало мира, мировая Душа.

Бодхисаттвы – в буддизме махаяны – достигшие освобождения, но не ушедшие в нирвану существа, которые остались для помощи живущим на пути к освобождению.

Веды – сборник древних индийских текстов, включающий Ригведу (сборник гимнов и обращений к богам), Брахманы (теологические трактаты в прозе), Упанишады (философские поучения и афоризмы).

Дхарма – 1) долг, жизненный путь, совокупность правил поведения; 2) элемент бытия, имеющий энергетическую природу.

Карма – всеобщий нравственный закон, управляющий перерождением, совокупность поступков и их последствий, влияющих на характер нового рождения.

Махаяна (Большая колесница) – одно из главных направлений в буддизме, распространившееся на территории Индии, Китая, в Тибете, Непале, Японии, Монголии. Наиболее известные школы махаяны – йогачара, мадхьямика, чань (дзэн). Достижение освобождение в махаяне связывается с деятельным состраданием (каруна), что привело к формированию культа Бодхисаттв.

Мокша – в индуизме и джайнизме – освобождение от перерождений, высшее блаженство, предел самосовершенствования души.

Настика – неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед.

Нирвана – в буддизме – «угасание», освобождение от цепи перерождений, высшая ступень духовного совершенствования, когда достигается бессмертие, всезнание, могущество, покой.

Сансара – круговорот жизни, цепь перевоплощений.

Трипитака (типитака) – (букв. «три корзины») канонические тексты буддизма на языке пали.

Хинаяна (Малая колесница) – одно из главных направлений в буддизме, распространившееся на севере и востоке Индии, в Цейлоне, Бирме, Лаосе, Камбодже. Хинаяна утверждает, что только монах может пройти по пути спасения, опираясь при этом исключительно на свои силы. Его высшими добродетелями выступают самоконтроль, аскеза, ненасилие, бесстрастность, предельная степень способности к сосредоточению.

Шанкара – индийский мыслитель (кон. VIII–IX вв.), ведущий представитель веданты, религиозный реформатор, мистик, поэт. Основные труды: комментарии к «Брама-сутре» Бадараяны, «Вивека-Чудамани» и др. Шанкара – создатель монистической системы адвайта-веданты, утверждающей тождество Брахмана и Атмана, иллюзорность материального мира.

Литература

1. Буддизм: Четыре благородные истины. – М.; Харьков, 2001.

2. Глаззенапп, Х. фон. Буддийские таинства (тайные учения и ритуалы «алмазной колесницы») / Х. фон Глаззенапп // Вопросы философии. – 1994. – № 7–8. – С. 208–236.

3. Лысенко, В. Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / В. Г. Лысенко, А. А. Терентьев, В. К. Шохин. – М., 1994.

4. Розенберг, О. О. Труды по буддизму / О. О. Розенберг. – М., 1991.

5. Радхакришнан, С. Индийская философия. Т. 1. Гл. 6 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.orlov-yoga.com/Radhakrishnan/ Radha.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.

6. Степанянц, М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты / М. Т. Степанянц. – М., 2001.

7. Сутта-Нипата: Сборник бесед и поучений. Буддийская каноническая книга / пер. Н. И. Герасимовой. – М., 2001.

8. Торчинов, Е. А. Введение в буддологию. Курс лекций / Е. А. Торчинов. – СПб., 2000.

9. Торчинов, Е. А. Философия буддизма Махаяны / Е. А. Торчинов. – СПб.: Петербургское востоковедение, 2002.

10. Универсалии восточных культур / отв. ред. М. Т. Степанянц. – М., 2001.

11. Чаттержди, С. Индийская философия: пер. с англ. / С. Чаттержди, Д. Датта. – М., 1994.

12. Чаттопадхьяя, Дебипрасад От Санкхьи до Веданты: Индийская философия: даршаны, категории, история / Дебипрасад Чаттопадхьяя. – М., 2003.

13. Щербатский, В. К. Избранные труды по буддизму / В. К. Щербатский. – М., 1988.

14. Chatterjee, A. K. A comprehensive history of Jainism / A. K. Chatterjee. – Calcutta, 1978.

15. Sengupta, S. Buddhism in the classical age / S. Sengupta. – Delhi, 1985.

16. Suzuki, B. L. Mahayana Buddhism / B. L. Suzuki. – London, 1948.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: