Основные требования и состав бухгалтерской отчетности. Экономическое чтение бухгалтерской отчетности

В соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете» все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета годовую бухгалтерскую отчетность. Существует также положение по составлению и представлению бухгалтерской отчетности ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность" и другие методические рекомендации по составлению и предоставлению бух отчетности. Ежеквартально должна составляться промежуточная бухгалтерская отчетность, формируемая нарастающим итогом с начала года. Достоверность публикуемой отчетности подтверждается главным бухгалтером.

При формировании бухгалтерской отчетности должно соблюдаться требование нейтральности: информация, содержащаяся в отчетности должна отвечать интересам разных групп пользователей.

Бухгалтерская отчетность - завершающий этап учетного процесса, единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности.По приказу Минфина от 02.10.2010г. №66 начиная с бухгалтерской отчётности за 2011 г. компании должны отчитываться по новым формам. Годовая отчётность состоит из 5 форм- бухгалтерского баланса - ф. № 1, "отчета о прибылях и убытках" - ф. № 2, "отчета об изменениях капитала" - ф. № 3, "отчета о движении денежных средств" - ф. № 4, отчёт о целевом использовании полученных средств. (заполняется общественными организациями не осуществляющими предпринимательскую деятельность)приложения к бухгалтерскому балансу заменяют пояснительную записку Промежуточная бухгалтерская отчетность состоит из ф. №1 и ф. №2.

Изменения в бухгалтерском балансе-

1) в бухгалтерском балансе отражаются показатели на 31 декабря прошлого года и 31 декабря предшествующего года.

2) показатели об отдельных активах,обязательствах могут приводиться общей суммой, которая раскрывается в пояснениях к бухгалтерскому балансу.

3) предусмотрена отдельная графа для пояснений, в которой указан номер соответствующего пояснения к бухбалансу и отчету о прибылях и убытков.

4) отменены дополнительные расшифровки статей баланса.

Изменения в отчете о прибылях и убытках –

1) включена отдельная строка для пояснения.

2) в справочный раздел включена строка «совокупный финансовый результат периода». Совокупный финансовый результат периода равен сумме строк чистой прибыли (убытка), результат от переоценки внеоборотных активов, не включенных в чистую прибыль (убыток) отчетного периода, результат от прочих операций, не включенных в чистую прибыль (убыток) отчетного периода.

К балансу прикладывают справку о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах, например, стр. 910 - арендованные основные средства, товары, принятые на комиссию, сумма гарантий, которые получила организация.

В ф. № 2 показываются доходы и расходы по обычным видам деятельности, также прочие доходы и расходы, записывается прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская) и рассчитывается чистая прибыль (убыток) с учетом ПБУ 18/02.

В настоящее время значительно изменилась ф. № 3, в ней расшифровываются изменения капитала в результате изменения в учетной политике, в результате переоценки основных средств, раскрываются причины увеличения или уменьшения уставного капитала, расшифровываются резервы, образованные на предприятии.

ПБУ 23/2011 отчет о движении денежных средств.

Отчет о движении денежных средств (далее – ОДДС) является одной из обязательных форм финансовой отчетности организации. Он дает возможность пользователю оценить способность активов компании генерировать денежные средства при осуществлении хозяйственных операций, что является одним из важнейших критериев при анализе успешности и стабильности ее работы. В новой форме № 4 ОДДС изменено название итоговой строки, Она называется «результат движения денежных средств по соответствующему виду деятельности». Помимо этого в конце отчета показывается общий «результат движения денежных средств за отчетный период» путём сложения всех потоков. Затем указывается остаток денежных средств на начало и в дальнейшем путём сложения результата движения денег за период и остатка на начало периода, получают значение строки «остаток денежных средств на конец отчетного периода».

В данном ПБУ 23/2011 дано понятие денежных эквивалентов. Под денежными эквивалентами понимаются краткосрочные высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее в известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости. Это могут быть высоколиквидные векселя или облигации, краткосрочные банковские депозиты.

Ф. № 4 - отчет составляется в разрезе

- текущей - деятельности, записанной в уставе;

- инвестиционной - вклады в недвижимость, уставные капиталы;

- финансовой деятельности - выпуск ценных бумаг, долгосрочные финансовые вложения.

Рассчитывается показатель чистых активов организации (если значение чистых активов меньше минимальной величины уставного капитала, то данная организация должна быть ликвидирована).

Величина ЧА (чистых активов) определяется как разница между строкой 290 актива баланса и суммой строк 610, 629, 630, 650, 660 бух баланса, т. е. разница между суммой активов, принимаемых к расчету и суммой пассивов, принимаемых к расчету.

Приложение к бух балансу состоит из 10 разделов, отражает информацию по нематериальным активам, основным средствам, научно - исследовательским и опытно конструкторским работам (НИОКР), финансовым вложениям, дебиторской и кредиторской задолженности и др.

Краткие пояснения по формированию статей бухгалтерского баланса, отчёта о прибылях и убытках, отчёта о движении денежных средств.

Источником информации для российского баланса являются счета бухгалтерского учёта.При этом в активе указывается сальдо активных счетов, а пассиве сальдо пассивных счетов. Сальдо активно- пассивных счетов отражается в балансе так: дебетовые в активе.кредитовые – в пассиве.Статьи баланса заполняются на основе Главной книги организации, исходя из сальдо по соответствующим счетам. При заполнении строк баланса должны соблюдаться определённые правила оценки активов и обязательств организации

1) основные средства и нематериальные активы указываются по остаточной стоимости;

2) активы и обязательства разделяются на долгосрочные и краткосрочные;

3)показатели, имеющие отрицательное значение, записываются в круглых скобках и др.

Для заполнения формы №2 используются обороты по отдельным счетам. Показатели отражают суммы приводят в тысячах(миллионах) рублей без десятичных знаков после запятой; нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря включительно; отрицательные показатели записывают в круглых скобках; несущественные суммы можно объединить.

Сумма прибыли (убытка) от продаж формируется в разделе»Доходы и расходы по обычным видам деятельности».Сумма выручки показывается в оценке нетто.Показатель себестоимости проданных товаров, продукции, работ и услуг приводятся затраты, осуществлённые организацией за отчётный период на производство товаров (продукции, работ).Коммерческие и управленческие расходы показываются по отдельным строкам.

В форме №4 итоговая строка называется «результаты движения денежных средств по соответствующему виду деятельности».Общий результат движения денежных средств отчётный период определяется путём сложения всех потоков, также рассчитывается остаток денежных средств на конец отчётного периода.

Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем организации процесса управления и качеством его информационного обеспечения. С позиций обеспечения управленческой деятельности можно выделить четыре основных требования, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность:

а) оценки динамики и перспектив изменения прибыли;

б) оценки изменяющихся у коммерческой организации ресурсов;

в) принятия обоснованных управленческих решений в области инвестиционной политики;

г) принятия обоснованных решений в области состава и структуры источников финансирования.

Основным источником информации для комплексной оценки хозяйственной деятельности организации является годовой отчет. Обязательное условие полного качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности - умение читать финансовую отчетность, в частности основную форму – баланс, т. е. понимание экономического содержания каждой балансовой статьи, способов ее оценки, роли в деятельности организации, связи с другими статьями, характера изменений сумм по той или иной статье.

Чтение баланса позволяет определить степень обеспеченности коммерческой организации собственными оборотными средствами, установить за счет каких статей изменилась их величина, выявить факты иммобилизации средств, использования их не по назначению. Уметь читать баланс должны руководитель организации, работники экономических и других служб для решения самых разнообразных вопросов.

В плановой работе необходимо учитывать наличие ресурсов, зафиксированных в балансе. При составлении плана снабжения - производственных запасов, при составлении сметы производства - остатков незавершенного производства, при разработке плана реализации - остатков готовой продукции на складах и отгруженной продукции, при составлении финансового плана - наличие собственных оборотных средств, запасов, материалов, остатков денежных средств.

Итог баланса не отражает той суммы средств, которой реально располагает коммерческая организация. Основная причина – возможное несоответствие балансовой оценки хозяйственных средств реальным условиям вследствие инфляции, наличие забалансовых активов, возрастного состава внеоборотных активов, наличие внутреннего присущего данной организации, но не отражаемого в балансе нематериального актива – гудвилла – деловой репутации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: