Организация бюджетирования на предприятии

Составной частью управленческого учет является бюджетирование, связанное с формированием информации об ожидаемых доходах, расходах, активах, обязательствах и анализов выполнения этих целей. Бюджет представляет собой плановый документ установленной формы с соответствующей структурой статей на определенный период времени. Целесообразно, чтобы формы бюджетов и бухгалтерских отчетов совпадали, так как это повышает эффективность контроля за их исполнением.

Качество показателей бюджетов становится выше, если в основу их расчета положены не приблизительные данные, а нормативные расчеты.

Проектирование и утверждение финансовой структуры управления на основе центров ответственности.

Разработка финансовой структуры управления необходима для делегирования полномочий в части составления конкретных бюджетов, менеджерам звеньев системы управления предприятием и закрепление ответственности за их выполнение.

Данный вопрос тесно связан с организацией учета по центрам ответственности. Финансовая структура это иерархическая система центра финансовой ответственности (ЦФО), которым придается определенный статус. Под статусом понимается ответственность за планирование, исполнение, контроль совокупности показателей. Центр инвестиций отвечает за эффективность использования капитальных вложений. Центр прибыли отвечает за сумму заработанной прибыли. Центр выручки отвечает за доходы, центр затрат присваивается структурным единицам связанным с маркетинговой и сбытовой деятельностью. Центр затрат отвечает также за затраты цехов основных и вспомогательных производств.

Определение политики бюджетирования может проводиться в специальных положениях или в специальной главе учетной политики.

  Затраты по элементам
Материалы зарплата Отчисления Амортизация Прочие всего
руб. % руб. % руб. % Руб. % Руб. % руб. %
                         
Производ- ственные (начальник производства)                        
Вспомога-тельные (гл. инженер)                        
Вспомога-тельные (зам. гл. инженера)                        
Материально-сбытовые (коммерч-ий директор)                        
Управлен-ие (финансовый директор)                        
Управленч-ие (директор по кадрам)                        
Вспомогат-ые (общезавод-ские)                        
Управлен-ие (администр-я)                        
Всего                        
Показатели Изделия
А В С Д
         
         
1. Цена ед. продукции, руб.        
Продолжение таблицы 19.3        
         
2. Прямые затраты ед. продукции, руб.        
3. Маржинальный доход, руб. (п.1-п.2)        
4.Объем реализации продукции в натуральном выражении, шт.        
5. Выручка, руб.        
6. Переменные затраты на весь выпуск, руб. (п.2-п.4)        
7.Маржинальный доход на весь выпуск, руб. (п.5-п.6)        
8.Маржинальный доход в целом по организации, руб.  
9. Постоянные затраты в целом по организации, руб.  
10. Финансовый результат работы организации  
11. Ранжирование продукции по степени доходности.          

Таблица № 19.4 Калькуляция себестоимости продукции с полным распределением затрат

Показатели Изделия
А В С Д
         
1. Цена ед. продукции, руб.        
2. Полная себестоимость ед. продукции, руб.        
3.Прибыль, содержащаяся в единице продукции, руб. (п.1-п.2)        
4.Объем реализации продукции в натуральном выражении, шт.        
5. Объем реализации в стоимостном выражении, (выручка), руб. (п.1-п.4)        
6. Полная себестоимость в расчете на весь выпуск продукции, руб. (п.2-п.4)        
7.Прибыль на весь выпуск продукции, руб. (п.5-п.6)        
8. Общий финансовый результат работы организации, руб.  
9. Ранжирование изделий по прибыльности          

Пример:

Постоянные издержки производства за отчетный период составили 1 600 000 руб., переменные издержки производства на единицу продукции – 120 руб., цена изделия – 200 руб. В таком случае критический объем производства, при котором покрываются все издержки производства, составят 1 600 000 руб. / (200руб.-120руб.) = 20 000 ед. При выпуске и продаже 20 000 изделий полученная предприятием выручка от продажи возмещает все издержки производства, а каждое изделие, проданное сверх этого количества, приносит прибыль в размере 80 руб. (200 руб. – 120 руб.).

Пример:

Постоянные издержки производства за отчетный период – 200 000 руб., переменные издержки на одно изделие – 20 000 руб. Объем выпуска за отчетный период – 50 000 изделий, т.е. себестоимость изделия составит 24 000 руб.

[20 000 + (200 000/50 000)].

Если по данному предприятию предостовляется возможность взять дополнительный заказ на изготовление 5000 таких изделий по цене 22000 руб. за ед., а себестоимость изделия – 24 000 руб., то выполнение такого заказа считается не выгодным, между тем в случае принятия этого заказа предприятие получит дополнительную прибыль 2000 руб. на одно изделие (22 000 руб. – 20 000 руб.), а на весь дополнительный заказ – 10 000 000 руб. (2000 * 5000), т.к. при этом не увеличиваются постоянные издержки.

Пример:

Сернокислотным цехом произведено серной кислоты (основной продукт) 400 т., селенистого шлама - 8 т., затраты по цеху составили - 3040000 руб., цена селенистого шлама за тонну - 875 руб. Отсюда стоимость селенистого шлама составляет 7000 руб. (875 * 8), а себестоимость серной кислоты равна 3033000 руб. (3 040 000 - 7000).

Себестоимость единицы продукции при данном способе калькулирования рассчитывается делением общей величины себестоимости на количество произведенной основной продукции. В приведенном примере себестоимость тонны серной кислоты равна 7600 руб. (3 040 000: 400).

Пример:

При переработке нефти получено основной продукции: бензина – 400 т. по цене за тонну 6500 руб., керосина - 350 т. по цене 6000 руб., дизельного топлива - 600 т. по цене 4500 руб.; побочной продукции: мазута – 300 т. по цене 1900 руб. и битума– 600 т. по цене 1600 руб.; общие затраты по цеху составили 146 550 руб.

Стоимость побочной продукции: мазута – 570 000 руб. (300 * 1900), битума – 960 000 руб. (600 * 1600), оба продукта - 1 530 000 руб. Для исчисления себестоимости всей основной продукции из общей величины затрат на производство 8 630 000 г вычитается стоимость всей побочной продукции 1 530 000 руб. и получается себестоимость основных продуктов 7 100 000 руб. Затем рассчитывается себестоимость каждого основного продукта (таблица 19.5).

Таблица 19.5 - Расчет себестоимости каждого основного продукта

Продукт Выпуск, Цена, Стоимость выпуска по Себестоимость, руб.
  т. руб. ценам, руб. выпуска 1 т. 1 т.
Бензин     2 600 000 2 500 000 62:  
Керосин     2 100 000 2 000 000 5714  
Диз.топливо     2 700 000 2 600 000 4333  
Итого *** * ** 7 400 000 7 100 000 ***

Определяются стоимость каждого продукта и всего выпуска (7 400 000 руб.», сопоставляя последнюю с общей себестоимостью выпуска продукции (7100000 руб.), рассчитывается коэффициент ее распределения 0,96 (7 100 000: 7 400 000). Коэффициент распределения затрат умножается на себестоимость. Например, по бензину: 0,96 * 2604167 = 2 500 000. Себестоимость 1 т. рассчитывается делением затрат на выпуск. Например, по бензину: 2 500 000: 400 = 6250.

Пример:

В отчетном периоде затраты на производство оргстекла разных номиналов составили 3 562 500 руб. Фактический выпуск оргстекла по нормативной себестоимости равен 375000 руб. (таблица 19.6).

Таблица 19.6 - Расчет себестоимости оргстекла по номиналам

Номинал Оргстекла, мм. Фактический выпуск, т. Нормативная себестоимость, руб. Фактическая себестоимость, руб.
1т. Всего фактического выпуска 1 т. всего фактического выпуска
           
    625 000 625 000 593 750 -
    367 500 1 470 000 349 125 -
Продолжение таблицы 19.6
           
    347 500 695 000 330 125 -
    300 000 960 000 304 000 -
Итого   *** 3 750 000 *** 3 562 500

Расчетный коэффициент определяется путем сопоставления фактической себестоимости с нормативной - 0,95(3 652 500: 3 750 000). При помощи аналогичных коэффициентов можно составить индивидуальные отчетные калькуляции себестоимости каждого номинала оргстекла по всем статьям калькуляции.

Контрольные вопросы

1. Что является предметом изучения бухгалтерского управленческого учета?

2. Каковы объекты бухгалтерского управленческого учета?

3. Каковы отличия между бухгалтерским и управленческим учетом?

4. Как ведется учет затрат по центрам ответственности?

5. Перечислите модели формирования издержек в управленческом учете.

6. Основные отличия нормативного метода учета затрат от системы «стандарт-кост».

7. Как ведется организация бюджетирования на предприятии? За какие показатели отвечает центр финансовой ответственности, центр выручки, центр инвестиций? Каковы недостатки и преимущества калькуляции с полным распределением затрат?

8. Перечислите основные задачи центра затрат? Каковы положительные моменты системы «директ-костинг»?

9. Какие затраты относят к контролируемым?

11. Что из себя представляет сводная смета затрат предприятия?

12. С какими показателями производят сравнение фактической величины расходов отчетного периода?

13. Назовите основные принципы организации управленческого учета затрат?

14. Назовите способы калькулировния себестоимости в химических производствах?

15. Назовите основные калькуляционные статьи затрат.

16. Охарактеризуйте понятие калькулирование себестоимости продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: