Тема 4: «ОСОБЕННОСТИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ»
Цель занятия:
Ø Уяснить значимость и принципы рационального питания различных групп населения (дети и подростки; работники вредных профессий; больные; проживающие на экологически неблагополучных территориях, работники умственного труда, беременные и кормящие женщины)
Ø Освоить методику медицинского контроля за организацией питания в организованных коллективах.
Умения и навыки:
Ø Уметь использовать при организации питания детей знания анатомо-физиологических особенностей растущего организма.
Ø Уметь использовать при организации питания знания роли основных пищевых компонентов и физиологические потребности в них людей в зависимости от возраста, образа жизни, условий проживания, характера профессиональной деятельности, состояния здоровья.
Ø Получить навыки по составлению и оценке меню-раскладки.
Ø Усвоить систему повседневного медицинского контроля за питанием в детских и лечебно-профилактических учреждениях:
§ режим обработки инвентаря и оборудования,
§ условия хранения и кулинарной обработки пищевых продуктов;
§ медицинская документация на пищеблоке;
§ обеспечение санитарно-противоэпидемического режима работы пищеблока.
Основные положения темы
ВВЕДЕНИЕ
Не может считаться рациональным питание при условии, что оно одинаково для всех (см. тему 1 – «физиологические нормы потребности»).
В данной теме приведена информация о различных вариантах питания:
Ø рационального для подрастающего поколения с учетом анатомо-физиологических и других особенностей этого контингента;
Ø лечебно-профилактического питания работников, подвергающихся по роду своей деятельности воздействию вредных и опасных факторов производственной среды;
Ø организация питания лиц, к сожалению, уже имеющих отклонения в состоянии здоровья;
Ø особенности питания людей, проживающих на экологически неблагополучных территориях;
Ø организация питания у работников умственного труда;
Ø особенности питания беременных и кормящих женщин.
ПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Значение
Пища является единственным источником жизненно-важных веществ: белков, жиров и углеводов, минеральных веществ, витаминов, необходимых для роста и формирования детского организма, его активной деятельности и устойчивости к неблагоприятным факторам среды обитания.
Чем моложе ребенок, тем больше приток энергии требуется для покрытия энергетических трат, связанных с его интенсивным ростом, развитием, обменом веществ и поддержанием основных жизненных функций.
Вследствие функциональной незрелости ЦНС и ряда других органов и систем, высокой напряженности обменных процессов, растущий организм ребенка быстро реагирует на недостаток или избыток в питании тех или иных пищевых веществ изменением важнейших функций - нарушением физического и психического развития, расстройством деятельности органов, несущих основную функциональную нагрузку по обеспечению гомеостаза, ослаблением естественного и приобретенного иммунитета.
Поэтому питание должно соответствовать по составу, количеству и качеству всех нутриентов, возрастным физиологическим потребностям детского организма. Полноценное питание является одним из наиболее существенных и постоянно действующих факторов, обеспечивающих процессы роста и развития ребенка, адаптацию к не всегда благоприятным условиям внешней среды, достаточную иммунологическую резистентность. При этом необходимо дифференцировать потребность в пищевых веществах и энергии с учетом физиолого-биохимических особенностей различных периодов детства.
Приобретение навыков медицинского контроля за организацией питания детей дает возможность врачу квалифицированно оценить, выявить недостатки и разработать обоснованные рекомендации по его совершенствованию.






