Дистрофии

Дистрофия – хроническое расстройство питания и трофики тканей, нарушающее правильное гармоничное развитие ребенка, в основе которого лежат нарушения какого-либо одного или всех видов обмена.

Классификация хронических расстройств питания у детей

  1. Состояния, обусловленные недостатком поступления и усвоения пищевых ингредиентов или повышенным их расходованием

ü Гипотрофии

ü Болезни белково-энергетической недостаточности

ü Гиповитаминозы

  1. Состояния, обусловленные избытком поступления ингредиентов или пониженным их расходованием

ü Паратрофии

ü Ожирение

ü Гипервитаминозы

Чтобы судить о дистрофии, нужно иметь четкое представление о нормотрофии. Нормотрофией называется состояние ребенка, при котором масса тела, рост, размеры и темпы их нарастания соответствуют установленным средним нормам или отличаются от них не более чем на 10 %; наблюдается чистая, розовая, эластичная, бархатистая кожа, нормальная окраска слизистых оболочек, достаточное развитие подкожной клетчатки, хорошо выраженная подкожно-жировая складка на животе, на внутренней поверхности бедер, хороший тонус и тургор тканей, развитие скелета соответствует возрасту и не имеет проявлений рахита, развитие психики и моторики не отклоняются от нормы, отмечается спокойный сон, хороший эмоциональный тонус. При нормотрофии отсутствуют отклонения со стороны внутренних органов, аппетит хороший, регулярный стул и мочеиспускание, имеется относительно хорошая устойчивость к вирусно-бактериальным заболеваниям.

2.5.2. Приобретенные алиментарные энзимопатии

это стойкие нарушения активности различных ферментов, связанные с характером питания. Из схемы (см. ниже) следует, что собственно алиментарные энзимопатии - это болезни, возникающие при дефиците белков, витаминов или минеральных веществ, а также при разбалансированности рациона питания в целом. Разбалансированность рациона может возникнуть как при недостатке, так и при избытке отдельных пищевых компонентов в рационе, что приводит к нарушению соотношения между ними.

Длительный дефицит белков в рационе питания, особенно у детей младшего возраста приводит к развитию таких тяжелых заболеваний, как алиментарная дистрофия, алиментарный маразм, квашиоркор.

Глубокий алиментарный дисбаланс может привести к крайним выражениям иммунопатологии - фатальному нарушению иммунной системы.

Основой профилактики алиментарных энзимопатий является рациональное сбалансированное питание, соблюдение гигиенических рекомендаций состава пищевых продуктов, адекватная технологическая и кулинарная обработка пищевых продуктов, способствующая сохранению витаминов и других пищевых компонентов, а также разрушению или инактивации вредных естественных компонентов пищи (ингибиторов протеиназ, антивитаминов и др.).


Схема 19


Схема 20


Схема 21

Схема 22


Схема 23

Схема 24

Схема 25


Схема 26

 
 


Схема 27

2.6. Особенности питания детей в различных детских коллективах.

2.6.1. Детские дошкольные учреждения.

Питание детей в дошкольных учреждениях должно полностью удовлетворять физиологические потребности растущего организма в основных пищевых веществах и энергии.

В зависимости от продолжительности работы конкретного детского учреждения меню рассчитывается на 4- или 3-разовое питание с учетом рекомендаций в отношении калорийности отдельных приемов пищи.

Таблица 50

Распределение калорийности суточного рациона (в %) питания детей в зависимости от продолжительности пребывания

Наименование приема пищи Для детей с круглосуточным пребыванием Для детей с дневным пребыванием -10 часов Для детей с дневным пребыванием -12, 5 часов Для детей с ночным пребыванием
Завтрак Обед Полдник Ужин       - - -

§ В учреждениях с 10-12 часовым пребыванием детей дети должны получать 4-разовое питание. Возможен вариант: традиционный полдник заменяют вторым завтраком перед выходом на прогулку; при этом ужин дети получают на 1 час раньше (в 18.00).

§ В учреждениях с 8-9-часовым пребыванием детей питание 3-разовое, обеспечивающее 75 % суточной калорийности пищи. При организации 3-разового питания медработники должны давать рекомендации родителям по правильной организации ужина (Меню домашних ужинов должно составляться с учетом необходимости обеспечения полноценного питания ребенка в целом за день).

§ Для групп кратковременного пребывания в ДОУ (3-4 часа) организуют одноразовое питание (второй завтрак, обед или полдник) в зависимости от времени работы группы (первая или вторая половина дня). При этом рацион питания должен обеспечивать не менее 15-25% суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

Масса пищи, получаемой ребенком за один прием и за сутки, должна строго соответствовать его возрасту. Дифференциация порций достигается за счет жидких блюд и гарниров.

Основу меню составляет действующий набор продуктов, утвержденный для каждого типа детского и подросткового учреждения (см. приложение). В меню завтрака и обеда рекомендуется включать блюда из мяса и рыбы, на ужин - молочно-овощные и крупяные блюда.

Такие продукты, как хлеб, крупы, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи включают в меню ежедневно, а остальные продукты (творог, сыр, яйцо) – 3 раза в неделю. В течение декады ребенок должен получать количество продуктов в полном объеме в расчете установленным нормам.

Среднесуточный набор должен включать все 6 групп продуктов:

ü первая - молоко и молочные продукты;

ü вторая - мясо, птица, рыба, яйца;

ü третья - хлебобулочные, крупяные, макаронные и кондитерские изделия;

ü четвертая - жиры;

ü пятая - картофель и другие овощи, зелень;

ü шестая - фрукты и ягоды.

При отсутствии каких-либо продуктов разрешается проводить их замену на равноценные по составу продукты в соответствии с таблицей замены.

Меню должно быть разнообразным. Это достигается и путем использования широкого ассортимента продуктов и способами кулинарной обработки, позволяющими приготовить различные блюда из одного продукта (картофель отварной, тушеный, картофельные котлеты, запеканка и т.д.).

В течение дня блюда не должны повторяться. Имеет значение правильное сочетание блюд. Так, если суп заправлен крупой, то гарнир к овощному блюду должен быть овощным и наоборот. Весной пищу витаминизируют ранней зеленью, летом нужно особенно широко использовать зелень, овощи, ягоды, фрукты. Полезнее всего давать овощи в сыром виде. Следует широко включать в рацион салаты из свежих овощей, заправленных растительным маслом.

Следует использовать не только «белые» крупы - манную, рис, но и «серые»: перловую, гречневую, овсяную, ячневую, так как крупы различаются по содержанию минеральных веществ, витаминов, клетчатки. В последнее время практикуется приготовление каш из смеси круп: пшено с рисом, рис и гречневая крупа и др. Хорошему усвоению пищи способствуют фруктовые, овощные, сметанные и молочные соусы.

В каждом детском учреждении должно быть составлено постоянно действующее 10-дневное или двухнедельное меню; как правило, два варианта - «летнее» и «зимнее» (составленные с учетом сезонного наличия свежих овощей, зелени, фруктов). Примерное меню должно быть согласовано с учреждениями Госсанэпиднадзора. На основании примерного 10-дневного (двухнедельного) составляется меню-требование установленного образца с указанием выхода блюд для детей разного возраста.

Расчет химического состава и калорийности примерных меню проводится по таблицам «Химического состава пищевых продуктов». Целесообразно иметь картотеку готовых блюд (на отдельной карточке записывается название блюда, выход его в готовом виде, раскладка продуктов, химический состав и калорийность, а также сведения о технологии приготовления блюда). Картотека позволяет быстро составить сбалансированные рационы, провести при необходимости замену блюд, легко подсчитать количество продуктов при выписке меню-раскладки, а также технологически правильно приготовить блюдо.

Таблица 51


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: