Тема. Становление исторической мысли. Античная историография
Лекция 1
Конспект лекций
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ПРАВОВЕДЕНИЯ
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
Проверочный тест 6
Приближенная формула Пуассона
Приближенные формулы Муавра-Лапласа
Локальная и интегральная теоремы Муавра-Лапласа дают асимптотические формулы, позволяющие определить, соответственно, ……… и …………….. при достаточно больших значениях ……
(Напомним, что функцию …… называют асимптотическим приближением функции ….., если
………………..)
Локальная теорема Муавра-Лапласа. ……………………………………. ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………..
………
……………………………………….
Свойства функции …….:
1) ………………………………………....;
2) …………………………………………
Интегральная теорема Муавра-Лапласа ……………………………….... …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………….
где ………………………………………………………..…………….
………………………………………………….
Свойства функции ………
1) ………………………………………………………….
2) ………………………………….
3) …………………………………………….
Замечание. Неопределенный интеграл …….………… не выражается через элементарные функции, значение функции ……. определяют с помощью специальных таблиц.
Приближенные формулы Муавра-Лапласа обычно используются в том случае, когда ……………………, и ……………………
Теорема Пуассона. …………………………………………………………... …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
…………………………………..
Эту приближенную формулу обычно используют в том случае, когда …….. и …………..
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИОГРАФИЯ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»
Для специальности 7.010103 «ИСТОРИЯ. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: ПРАВОВЕДЕНИЕ»
Материалы обсуждены и
утверждены на заседании
кафедры истории и правоведения
Протокол № 1 от 26 августа 2011 г.
_____________ к.ф.н. Земцов И.П.
ЕВПАТОРИЯ, 2011 г.
Цель. Охарактеризовать историографию Древнего Востока, историографию Древней Греции и Рима.
Содержание
1. Историография Древнего Востока.
2. Историография Древней Греции.
3. Историография Древнего Рима.
Основная литература
1. Борухович В.Г. Научное и литературное значение трудов Геродота. Геродот. История. – Л., 1972.
2. Лосев А.Ф. Античная философия истории. – М., 1977.
3. Лурье С.Е. Геродот. – Л., 1947.
4. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. В.В. Струве и Д.Г. Редера. – М., 1963.
5. Шапиро А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век: Курс лекций. – Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982.
Дополнительная литература
1. Аристотель. Афинская полития. – М., 1937.
2. Аристотель. Политика. Перевод С.А. Жебелева. – М., 1911.
3. Бузескул В. Афинская полития Аристотеля. – Х., 1895.
4. Бузескул В. Введение в историю Греции. – Петроград, 1915.
5. Геродот. История. – Л., 1972.
6. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. – М., 1961.
7. Полибий. Всеобщая история в 40-ка книгах. Т. 1. – М., 1890.
8. Целлер Эд. Очерк истории греческой философии. – М., 1912.
В этой лекции мы остановимся на трансформации архаических мифов и эпоса в историографию. Английский историк исторической науки Шотвелл пишет о результатах этой трансформации, что «буйная фантазия легенды становится сдержанной в письменных исторических произведениях», которые основываются на «чем-то более надежном, чем устные предания».
В ранних исторических трудах боги и сверхъестественное еще занимают большое место, но рядом выступают реально жившие и действовавшие люди, прежде всего правители государств, цари. Пролетарский гимн «Интернационал» провозглашает: «Никто не даст нам избавленья — ни бог, ни царь и не герой». В течение веков чаяния народов были связаны с богами, к которым затем присоединились герои и, наконец, цари.
Историографическое творчество еще в меньшей степени, чем эпос, могло развиться в условиях малой подвижности общественных отношений, традиционализма, невежества и полной подавленности личности первобытной общиной.
Для появления исторического творчества необходимы были даже более значительные успехи общественного и культурного развития, чем для появления эпоса. Во всяком случае, нам неизвестна догосударственная историография. Только в ранних государствах не легендарные герои, а государственные мужи и военачальники стали в представлении современников разрушителями традиций и создателями нового, а их дела — заслуживающими более или менее реалистического и чуждого буйной фантазии описания. Рост производительности труда в классовом обществе открывал широкие возможности для развития науки, в том числе исторической. Важным признаком созревания истории как отрасли знаний являлось утверждение представлений о линейном времени, хронологии.
Так, успехи производства и социальных отношений, укрепление государств и рост культуры приводят к складыванию исторической отрасли знании, основанной на новом понимании категории времени, и на рассказе о событиях в письменной прозаической форме.
Древнейшей дошедшей до нас исторической записью является египетская летопись, высеченная на плите, именуемой по месту своего музейного хранения Палермским камнем. Она относится к XXV в. до н. э. и перечисляет царей, правивших в Египте в течение 600-700 лет или даже большего периода. В летописи царские династии и додинастические цари расположены в хронологической последовательности, а их правления — по годам (иногда указываются даже номера месяцев и дней). Наряду с рождением царских детей и воцарениями, которые именуются «воссиянием», называются некоторые дела царей: постройка крепостных стен, храмов и судов, разорение вражеских земель, захват военной добычи и пленных, объединение Верхнего и Нижнего Египта, служение богам, жертвоприношения и дарения в храмы. Одновременно в летописи говорится о рождении богов и богинь.
Через 2000 лет после создания Палермского камня Геродот будет говорить, что он не знает людей, которые бы так сохраняли память человеческих дел и так разбирались в истории своей страны, как египтяне. В записях, появившихся в ходе многовековой истории Египта, как, впрочем, и в записях других народов Древнего Востока, часто повествуется о строительных предприятиях, военных походах и других делах царей и воздается им громкая слава. В качестве образца приведем выдержки из скальных надписей государства Урарту, непосредственно относящихся к истории народов Закавказья.
Царствовавший в VIII в. до н. э. царь Аргишти провозгласил: «Мощную крепость я построил, установил имя — Аргиштихинили. Земля была пустынной (?), ничего там не было построено, я от реки четыре канала отвел, виноградники и плодовый сад разбил, дела я там совершил». А вот надпись, выбитая на скале в честь Сардури, сына Аргишти {VIII в. до н. з.): «Сардури говорит: «Я отправился, выступил я против страны Мана, страну я завоевал, города сжег и разрушил, страчу разорил, мужчин и женщин угнал в страну Биайнли».
В данном случае мы имеем дело с записями о современных этим царям событиях, составленных к тому же от их имени. В записях рассказывается об отдельных исторических событиях, не связанных с другими и не образующих с ними единые временные ряды. Эти письменные исторические повествования еще слабо проникнуты духом историзма. Можно сказать, что они приближаются к историческим произведениям лишь постольку, поскольку являются информацией о действительных исторических фактах и рассчитаны на их увековечение.
Но в отдельных случаях памятники Древнего Востока повествовали о цепи исторических событий. Так, в законодательном документе хеттского царя Телепина, относящемся к XVI в. до н. э., имеется историческое введение о завоеваниях его предшественников, о постепенном расширении их «маленькой» страны и даже о том, как рабы стали неверными и «начали сговариваться против господ своих и начали проливать их кровь». В документе сплоченность царского рода и всех свободных в ранний период истории хеттов противопоставляется междоусобицам позднейших периодов. Таким образом, здесь содержится сравнительно больше черт историзма, но проявляются они еще слабо. Сведения о сменявших друг друга царях стандартны, а порой состоят из совершенно аналогичной информации.
К типу исторических произведений приближается в некоторых своих разделах Ветхий завет. В нем, наряду с мифами, рассказами о чудесах, религиозных предписаниях и законах, благодеяниях и карах божьих, содержатся сообщения о действительно происходивших исторических событиях и много реальных подробностей из жизни израильских племен и Израильского царства XI-X вв. до н. э., а также других периодов. В книгах царей находим последовательный рассказ о сменявших друг друга на престоле Сауле, Давиде и Соломоне, причем не замалчиваются поступки царей, отнюдь не делающие им чести. Эта часть Ветхого завета была написана через несколько столетий после описываемых событий, а ее составители, очевидно, пользовались и народными преданиями, и какими-то достоверными письменными источниками, которые не обязательно искажались в угоду интересам религии и жречества.
Ветхий завет, как и вся Библия, оказал значительное влияние на средневековую историографию. Это влияние заключалось не только в связности и историчности изложения, внимании к деятельности реальных людей (прежде всего, царей), а временами и реалистичности трактовки событий. Влияние Ветхого завета заключалось и в том, что он явился своеобразным каналом, по которому в средневековую историографию вливались мифы о сотворении мира, о всемирном потопе, о Вавилонском столпотворении и др. В Библии, даже в наиболее достоверных и историчных ее частях, постоянно присутствуют божественные решения, благодеяния и кары. Эти черты и явились образцом провиденциалистской концепции средневековых историков.
Наконец, из Библии средневековые историки позаимствовали свою периодизацию всемирной истории по четырем царствам.
Удобство этой периодизации заключалось в том, что в соответствии с подъемом и упадком государств можно было произвольно называть эти четверки и, поскольку автором периодизации по четырем монархиям был пророк Даниил, можно было, ссылаясь на его дар предвидения, включать в четверку даже те государства, которые превратились в великие державы после его смерти (например, Римскую империю).
Таким образом, Библия сыграла в историографии двойственную роль: появление ее было одним из шагов на пути становления исторических знаний, а огромное последующее влияние на всю идеологию средневекового общества способствовало консервации элементов мифологического сознания, лишь преобразованного, но не ликвидированного победой единобожия над древним многобожием.