Вербальные и невербальные компоненты коммуникации

Наиболее важной и разработанной областью психологического наблюдения является наблюдение за внешними, телесными проявлениями эмоциональных процессов.

Современный подход к анализу экспрессивных реакций принципиально отличается от того, который был реализован в рамках немецкой характерологии. Если в немецкой характерологии те или иные телесные признаки выступали прежде всего символом устойчивых душевных особенностей (основной предмет проводившихся здесь исследований – характер), то в наблюдении за эмоциональными состояниями главное – актуально осуществляющиеся процессы, которые, кроме своего внутреннего содержания, имеют и определенное внешнее проявление.

Важность наблюдения за эмоциональными состояниями определяется прежде всего тем, что они являются практически неизменным атрибутом общения, в котором они выступают в роли определенных сообщений в целостном коммуникативном (от лат. cоmmunicatiо – общаться) поведении. Передача какого-либо сообщения другому человеку является, как правило, процессом, состоящим из двух компонентов: передачи содержания (например, в вербальной форме) и акцентировки определенных аспектов этого содержания (как в вербальной, так и невербальной формах).

При анализе вербального и невербального сообщения важно иметь в виду сложную иерархическую организацию различных экспрессивных признаков. Так, в частности, в коммуникативном поведении выделяется четыре аспекта [Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20]:

- общекультурные нормы,

- групповые нормы,

- ситуативные нормы,

- индивидуальные нормы.

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей языково-культурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Общекультурные нормы общения национально специфичны: так, в частности, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет.

Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, половых, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной ситуацией. Так, по критерию статуса общающихся можно говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный).

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм.

(См.: Хрестоматия. Стернин И.А. Понятие коммуникативного поведения и проблемы его исследования // Русское и финское коммуникативное поведение. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000. С. 4-20.)

Особая роль в коммуникативном поведении принадлежит невербальным компонентам. Невербальная коммуникация (от лат. verbalis - устный) - форма общения, осуществляющегося с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей (животных). Для человека является дополнительным источником информации к собственно вербальному сообщению (см. [Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов: РГУ, 1986; Трубицына Л.В. Роль невербальной коммуникации в психологической коррекции личности // Личность. Общение. Групповые процессы: Современные направления теоретических и прикладных исследований в зарубежной психологии. М., 1991, с. 101-121]).

В качестве особой формы невербального общения выступают выразительные движения – когда эмоциональные переживания и намерения индивида проявляются в мимике (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи.

Еще XIX в. русский философ А.И.Галич (1783-1848), рассматривая проблему эмоциональных процессов, разработал умозрительную классификацию эмоциональной экспрессии на основе тех или иных видов психического, к которым относил: мышление, желания, ощущения (собственно эмоции) и фантазию (см. [Кондаков И.М. Психология в зеркале пушкинской судьбы. М., 2000]). В дальнейшем, прежде всего на основе теории естественного отбор а Ч.Дарвина, основным критерием стали рассматриваться прежде всего этологические признаки.

Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции (см. [Изард И. Эмоции человека. М., 1980. С. 52-71]).

Человеческие выразительные движения - в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного «языка» для передачи оттенков чувств, оценок, желаний - прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы). В онтогенезе выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания.

При этом связь между эмоциональными процессами и их выражением (мимическим, вокальным, пантомимическим) является весьма сложной. У новорожденных все эти три формы реакций характеризуются слабой организацией. Сравнительно хорошо организованными являются реакции лицевых мышц и некоторых органов (сосудодвигательные реакции, например покраснение). По мере развития формируются определенные комплексы реакций, охватывающие мышцы лица и всего тела, что носит врожденный характер.

При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка) (см. [Воробьев В.В. Опыт классификации выразительных движений по их генезису // Вопросы философии и психологии. 1897, кн. 40, с. 717-753]).

У человека существует готовность к определенного рода реакциям, готовность к более легкому научению определенным способам поведения. Научение направляется социальными нормами; благодаря научению возникают также и такие реакции, которые могут не иметь никакой “природной” связи с той или иной эмоцией.

Благодаря научению выражение эмоций становится организованным, а вместе с тем и относительно однородным у всех членов данной культуры. Кроме того, оно создает возможность намеренного выражения эмоций, а также контроля над этим выражением. В результате выразительные движения приобретают характер специфического “языка”, при помощи которого люди раскрывают друг другу свои позиции и отношения, сообщают то, что они переживают.

Таким образом, в обществе, помимо членораздельного языка, выполняющего функции накопления, организации и передачи опыта, существует еще язык выразитель­ных движений, функция которого заключается в непосредственном выражении того, что чувствует человек. Этим языком в совершенстве овладевают актеры, приобретая способность пластически передавать эмоции, вызываемые в результате произвольного намерения.

Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности ана­лизировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

(См.: Хрестоматия. Изард И. Эмоции человека. М., 1980. С. 52-71.)

Итак, у всех людей работают аналогичные механизмы экспрессии. Экспрессия (от лат. expressio - выражение) - проявление внутренних психологических процессов (настроений, эмоций, чувств, мыслей) индивида во внешнем поведении, выступающее в первую очередь формой коммуникаций между ним и другими индивидами. В целостном акте коммуникации, включающем в себя как в вербальный, так и невербальный компонент, невербальная форма передачи сообщения, механизмы которой в значительной степени имеют генетическую обусловленность, часто реализуется неосознанно. Но существуют и такие экспрессивные сообщения, которые выступают символическими условными знаками, характерными для определенных культур и отрабатываемыми в процессе социального научения (например, кивок головы как знак согласия в европейской культуре).

К экспрессивным сообщениям относятся следующие группы:

- общие состояния (учащение дыхания, моторная активность, скованность);

- позиции (дистанция между собеседниками, характеристики поз, в частности, напряже­ние или расслабленность, физические контакты);

- мимика (выражение лица, движение бровей, встречные взгляды);

- жесты (выражающие уровень возбуждения и символические);

- характер речи (скорость сообщения, громкость, акценты, отклонения от правильности) и др.

Все эти экспрессивные сообщения доступны для внешнего наблюдателя.

Разные люди обладают разной степенью экспрессивности. Экспрессивность (от лат. expressio - выражение) – это способность к сильному, яркому и выразительному проявлению настроений, эмоций, чувств, мыслей. Выступая фактором общения, может как способствовать ему, так и препятствовать, порождая межличностный конфликт, что зависит прежде всего от содержания сообщений, передаваемых с помощи экспрессии (неудовлетворенность, раздражительность, агрессия), и от неспособности реципиентов адекватно расшифровать по экспрессивным проявлениям само сообщение (как, например, при проявлении заботы, которая может интерпретироваться и как доминирование, и как проявление любви).

По мнению А.Меграбяна (Mehrabian A.P. Nonverbal Communication. Chicago: Aldine Atherton, 1972), все многообразие средств невербальной коммуникации может быть сведено к лежащим в их основе эмоциям:

- удовольствие – неудовольствие,

- возбуждение – отсутствие возбуждения,

- доминирование – подчинение.

Невербальные проявления более спонтанны, чем вербальные, и их труднее контролировать. «Язык тела» не только передает то, что человек хочет выразить, но и выдает то, что он хотел бы скрыть. Через «язык тела», который используется бессознательно, более непосредственно и правдиво выражается человеческая личность:

- ее чувства,

- эмоции,

- потребности,

- отношения.

Если речь идет о психотерапевтической практике, то невербальное поведение - это также способ прочитать то, как чувствует себя пациент в данный момент. Невербальные сообщения часто отличаются от словесных, и по совпадениям и расхождениям между ними можно догадаться о том, что происходит с другим человеком в тот или иной момент. В невербальной коммуникации важные подсказки могут быть найдены быстрее, чем в словах, так как люди часто реагируют раньше, чем оказываются готовы или способны выразить словами свои чувства и мысли.

Показано, например, что тревожность проявляет себя:

- в резких и размашистых движениях рук;

- в контактах глазами, нормальных по частоте, но слишком коротких по длительности;

- в менее частых, чем при норме, улыбках и общей скованности тела.

При депрессии наблюдаются:

- сниженная активность рук,

- недостаточный контакт глазами, что свидетельствует от неуверенности в себе.

Выделяют следующие формы невербальной коммуникации, которые выступают как эмоциональные индикаторы (в частности эмоционального напряжения):

- паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны, оханья) и такие признаки, как высота и интенсивность звука, тембр речи;

- запинки, оговорки, паузы и молчание;

- мимические выражения;

- кинестезические выражения (поза, телодвижения);

- движения глаз (частота и длительность фиксации глаз другого человека);

- проксемика (характеристики межличностной дистанции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: