double arrow

Валидность тестирования

Валидност ь (происходит от англ. valid - имеющий силу) теста - психометрическая характеристика, представляющая собой действительную способность теста измерять тот психологический конструкт, для диагностики которого он заявлен [Гильбух Ю.З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов // Вопросы психологии. 1978, № 5, 108-117; Гильбух Ю.З. Проблема теоретического обоснования предмета испытаний при разработке психологических тестов // Вопросы психологии. 1982, № 1, 29-39; Гильбух Ю.З. Проблема валидности эксперимента в психологии // Психологический журнал. 1987, № 4, т. 8, 117-125]. Валидность теста определяет, что должен измерять тест по предположению разработчиков и в какой степени хорошо он это делает.

Чаще всего для определения валидности личностного опросника требуется внешний критерий, использующийся независимо от самого опросника, для оценки того психологического качества, которое должно измеряться. Среди них выделяют объективные и субъективные критерии.

В качестве объективных критериев валидизации обычно используются:

- объективные социально-демографические и биографические данные (стаж, образование, профессия, прием или увольнение с работы);

- показатели успеваемости, чаще всего являющиеся внешним критерием для тестов способностей к обучению, достижений в отдельных дисциплинах, тестов интеллекта;

- производственные показатели эффективности отдельных видов профессиональной деятельности, выступающие внешним критерием при валидизации методик, используемых в проф отбор е и профориентации;

- результаты реальной деятельности (рисование, моделирование, музыка, составление рассказа и т.д.), используемые обычно при конструировании тестов общих и специальных способностей, личностных тестов;

- врачебный диагноз или другие заключения специалиста;

- контрольные испытания знаний и умений;

- данные других методик и тестов, валидност ь которых считается установленной.

К субъективным критериям относятся оценки, суждения, заключения об объект е исследования, сделанные экспертом (специалистом, педагогом, руководителем, психологом). При этом эксперт дает заключение по стандартизированной оценочной шкале, предложенной ему разработчиками теста. Объективность достигается за счет увеличения числа экспертов и соблюдения единообразия ситуаций оценивания.

При использовании экспертной оценки используют:

- метод коллективной оценки, когда достигается единство во мнениях всех экспертов относительно испытуем ого, подвергаемого исследованию;

- метод средневзвешенной оценки, когда усредняются оценки, данные испытуемому независимыми экспертами;

- метод ранжирования, когда испытуемые распределяются по степени выраженности у них того или иного свойства;

- метод парного сравнения, когда испытуемые попарно сравниваются по степени выраженности свойства.

В качестве средства определения меры валидност и чаще всего используют корреляционный анализ связи между индивидуальными оценками по тесту и оценками по критерию валидизации.

Надо иметь в виду, что сама процедура валидизации имеет принципиальные ограничения:

- условия валидност и теста невозможно определить полностью, всегда остается множество неучтенных факторов;

- трудно обеспечить репрезентативность выборк и;

- логика валидизации предполагает валидность самого критерия, но проверка этого оказывается достаточно сложной и часто осуществляется по наиболее доступному критерию.

Кроме того, критериальная валидност ь определяется, как правило, по внешним для психолога критериям, прежде всего социально-прагматическим (производительность, успеваемость, состояние здоровья, преступность и пр.). Всегда есть вероятность, что причиной отсутствия связи между методикой и критерием оказывается не низкая валидность методики (тестовый балл не отражает, например, стрессоустойчивость оператора), а исходное предположение, что должна быть подобная связь (например, предположение, что есть связь между стрессоустойчивостью оператора и процентом аварийных ситуаций).

Виды валидност и.

Выделяют следующие виды валидност и:

- очевидную валидность;

- содержательную валидность;

- валидность по критерию (или эмпирическую, критериальную валидност ь);

- понятийную валидность (конструктивную, или конструктную валидность);

- прогностическую валидность и др.

Очевидная валидност ь.

Очевидная валидност ь не является в собственном смысле психометрическим показателем теста, она характеризует лишь впечатление о тесте, как о чем-то понятном, «прозрачном». Это - способность теста не провоцировать со стороны испытуем ого отвержения из-за непонятности процедуры тестирования. Если о тесте складывается впечатление (особенно с точки зрения испытуемого), что он измеряет именно то, что заявлено в инструкции и это действительно соответствует его содержанию, то такой тест обладает очевидной валидност ью. Так, многие личностные опросники имеют в своем заголовке указание именно на те психологические особенности, которые они измеряют («Опросник переработки стресса», «Опросник психосоматических установок», «Опросник социальной компетентности» и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: