double arrow
ОБЗОР МОДЕЛЕЙ И ПОЛИТИК ИНВАЛИДНОСТИ

Обращаем внимание читателей на то, что приведенный ниже материал переработан и отличается по содержанию в сравнении с предыдущими публикациями авторов данной книги (А.Е.Думбаева, Т.В.Поповой).

Проделанный обзор в рамках данной работы показал, что в мировой практике имеется около десятка концептуальных моделей (политик) инвалидности. В зарубежных странах законодательства основываются на той или иной политике инвалидности, поэтому различия подходов в обеспечении прав инвалидов и особенности социальной политики по отношению к инвалидам лежат в выбранной модели инвалидности. Во многих странах используется сочетание моделей инвалидности, то есть социальная политика в сфере инвалидности основывается на отдельных аспектах различных (двух-трех) концепций инвалидности. Предположение о том, что в экономически развитых странах законодательство основывается только на наиболее прогрессивных, новых подходах к инвалидности, не подтвердилось. Необходимо отметить, что в некоторых развитых странах практикуется «сочетанный» подход к решению проблем инвалидов.

Обзор мировых тенденций, политик и практик в сфере инвалидности показывает, что ряд концептуальных моделей инвалидности усиленно пропагандируется, сопровождаемые критикой так называемых «старых» подходов к инвалидности. Особенно это заметно по отношению к социальной («прогрессивной») и медицинской («старой») моделей инвалидности. При этом очень редки замечания о том, что пропагандируемая социальная модель имеет свои минусы и наоборот, критикуемая медицинская модель имеет и свои положительные моменты.




Но, прежде всего, необходимо объяснить, почему нам вообще нужны эти модели.

· Реальность отлична от того, как мы ее видим.

· Реальность - это то, как нас научили ее видеть.

Д-р Билл Альберт. Выступление по Социальной модели инвалидности:

«Все мы можем понять столько много вещей в нашей жизни благодаря тому, что мы работаем с многосторонним и сложным набором представлений о значении того, что мы видим или слышим. Большинство из этих представлений, по крайней мере, функционально верны, но многие из них проистекают из ограниченного понимания мира и одновременно служат ограничению нашего понимания этого мира. До Коперника люди считали, что солнце вращается вокруг Земли. Галилей, Ньютон, Фрейд, Эйнштейн - все они поменяли основные представления о природе реальности. К примеру, до Пастера большинство пациентов в больницах, да и другие больные, умирали из-за ложных представлений о причине инфекционных заболеваний. Культуральные представления, подобные тем, которые были представлены выше, функционируют, как пара "культуральных очков", через которые нам позволено взирать на мир. Естественно, то, как мы разрешаем проблемы, напрямую связано с тем, как мы воспринимаем и осознаем эти проблемы. Поэтому, использование верно подобранных "культуральных очков" чрезвычайно важно. Открытие Пастером связи между бактериями и инфекционными заболеваниями - это именно тот случай. И то же самое касается инвалидности. Если мы видим реальность инвалидности через неверно подобранные "культуральные линзы", то и наши действия будут неправильными».



Рассмотрим имеющиеся концептуальные модели инвалидности:

I. Моральная (религиозная) модель.

II. Медицинская модель:

2.1. классическая медицинская модель;

2.2. реабилитационная модель или модель функциональной ограниченности;

2.3. экономическая модель.

III. Социальная модель инвалидности, которая имеет различные версии:

3.1. материалистическую модель;

3.2. модель независимой жизни;

3.3. модель Нandicap;

3.4. концепция меньшинства;

3.5. психосоциальная модель;

3.6. культурная модель;

3.7. модель человеческого разнообразия.

IV. «Новейшая» парадигма инвалидности.

В литературе упоминаются и другие модели инвалидности, но авторы данного исследования считают, что неупомянутые подходы на самом деле являются аспектами той или иной из вышеперечисленных моделей.

Некоторые исследователи предлагают сгруппировать модели инвалидности как:

- «старую» (традиционную) модель, включающую в себя классическую медицинскую, реабилитационную и экономическую модели – «медицинский» подход к инвалидности;

- «новую» (посттрадиционную) модель – «социальный» подход к инвалидности;

- «новейшую» парадигму инвалидности.

Данная классификация отражает не только исторические аспекты в развитии взглядов на инвалидность, но и имеет под собой практическую направленность. Дело в том, что на основе указанной классификации концепции социальной политики разделяются на традиционные и прогрессивные.

I.Моральная (религиозная) модель инвалидности – исторически самая древняя и мало использующаяся в наши дни, определяла инвалидность как позор и религиозное наказание за грехи. Инвалидность понималась как выпадение из системы "человек - подобие Бога". Носитель недуга, соответственно, воспринимался как существо неполноценное, а потому не заслуживающее внимания. Инвалид не мог рассчитывать даже на нейтральное отношение окружающих, так как считалось, что глухота, слепота, сумасшествие, врожденное уродство есть наказание человеку за грехи. Некоторые культуры и субкультуры до сих пор связывают инвалидность с чувствами религиозного наказания или вины, стыда, низким социальным статусом и эксклюзией как самого инвалида, так и всей его семьи, даже если подобные чувства уже не базируются на религиозной доктрине. Для людей с ограниченными возможностями данная модель является особенно тягостной, поскольку порождает социальный остракизм и самоненависть.

Данная модель сегодня практически не используется в реальной социальной политике стран, что не мешает ей оставаться неким способом видения инвалидности, распространенным в обществе.






Сейчас читают про: