Спрос – конкретная потребность в определенных товарах, выраженная в желании и способности приобрести их.
Следует четко различать два уровня спроса: первичный или общий рыночный спрос, и спрос на продукцию компании (также называемый избирательным спросом).
Первичный спрос на товар – это совокупный объем покупок, совершаемых определенной группой потребителей на определенном географическом пространстве в определенный период времени и в определенной экономической и конкурентной среде.
Таким образом, для оценки первичного спроса необходимо предварительно определить сегмент или товарный рынок. Кроме того, первичный спрос является производным от факторов среды и маркетинговых усилий в отрасли в целом.
Спрос на продукцию компаний – это доля компании или торговой марки в первичном спросе.
Данный спрос обусловлен факторами среды и маркетинговыми факторами компании (или бренда), которые в свою очередь делятся на две категории: неподконтрольные фирме факторы среды и подконтрольные факторы, т.е. маркетинг-микс или общее маркетинговое давление, оказываемое фирмой с целью поддержать свою торговую марку.
Оценка спроса обычно проводится по двум показателям: количество потенциальных пользователей (n) и количество товара, приобретаемого одним пользователем (q). Тогда совокупный спрос в натуальном выражении (Q) определяется как:
Q = n*q