Д. Сакс, Р. Леви (модифицированный вариант) (для старшеклассников)
Это традиционная проективная методика изучения будущей временной перспективы.
Методика позволяет выявить систему отношений испытуемых, в том числе и скрываемых, к предполагаемому будущему и его содержание в психологическом пространстве, свободном от ограничений, которые бывают при ответах на вопросы анкет.
Достоинство данной методики состоит в спонтанности высказываний испытуемых, при этом информативным для исследователя является как то, о чем упоминают, так и то о чем не упоминают испытуемые.
Подростку предлагается продолжить следующие предложения, связанные с представлением о будущем.
1. Думаю, что мое будущее...
2. В будущем мне поможет...
3. Будущее кажется мне...
4. Моя наибольшая слабость заключается в том, что...
5. В будущем мне может помешать...
6. Больше всего я хотел бы в жизни...
7. Думаю, что я достаточно способен, чтобы...
8. В будущем я обязательно стану...
Обработка результатов исследования по следующим показателям:
«образ будущего» (1, 3),
«цели в будущем» (6, 8),
«субъективные способности» (7),
«возможные помехи в будущем» (4, 5),
«предполагаемая помощь в будущем» (2).
Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:
Будущее кажется мне
1. Мрачным, плохим, станным-2
2. Туманным, неприглядным-1
3. Неясным, неизвестным-0
Раздел 4. Диагностический инструментарий для работы с родителями
Для заполнения граф карты психолого-медико-социальной помощи ребенку Ф-4: тип семейного воспитания, трудности в освоении норм поведения, личностные характеристики (ученика начальной школы) рекомендуем психологу провести опрос родителей.