Психоаналитическая теория личности

Основателем психоаналитического направления считают Зигмунда Фрейда. Более 40 лет он исследовал бессознательное и создал всеобъемлющую теорию личности. Фрейд утверждал, что личность не обладает никакой свободой воли. Поведение человека полностью детерминировано его сексуальными и агрессивными мотивами, которые он называл Ид (Оно). Что касается внутреннего мира личности, то в рамках данного подхода он полностью субъективен. Человек находится в плену собственного внутреннего мира, истинное содержание мотива скрыто за «фасадом» поведения.

Психическая жизнь, согласно 3. Фрейду, протекает на трех уровнях: сознательном, предсознательном и бессознательном уровнях. Область бессознательного, как подводная часть айсберга, намного обширнее и мощнее других и содержит в себе инстинкты и движущие силы всего поведения человека. Так, первостепенную роль в жизни человека играет сексуальное влечение — либидо. Либидо относится к энергии ин-

стинктов жизни, которые включают в себя голод, жажду, секс и инстинкты самосохранения. Поскольку человек живет в обществе, общество накладывает на человека множество ограничений, и инстинктивные влечения оказываются вытесненными из сознания личности в область бессознательного как недопустимые, компрометирующие. Эти влечения никуда не исчезают, а продолжают управлять поведением личности исподволь и являются истинной причиной активности личности. Вытесненные и подавленные желания проявляются в оговорках и сновидениях человека. Противоположные инстинктам жизни, инстинкты смерти — «танатос» — это разрушительные силы, действующие в человеке. Они могут быть направлены вовнутрь (мазохизм или самоубийство) или вовне (ненависть и агрессия). Позднее структура личности, открытая 3. Фрейдом, приобрела следующий вид: ИД (бессознательное) ЭГО (сознание)

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 97


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru


98 of 147


СУПЕР-ЭГО (сверхсознание)

Бессознательное человека (Ид) постоянно борется за постоянное удовлетворение и руководствуется

принципом удовольствия. Посредине между Ид и Супер-Эго расположено Я человека, или Эго, которое

«доносит» требования реального мира до бессознательного и стремится выполнять инстинктивные

требования Ид на основе принципа реальности. Супер-Эго олицетворяет собой морально-нравственные

запреты, которые закладываются обществом и семьей.

3. Фрейд открыл также Эдипов комплекс (влечение мальчика к матери и соперничество с отцом) и

соответственно комплекс Электры (у девочек). Из-за того что Ид и Супер-Эго предъявляют часто

несовместимые требования, Эго человека подвергается сильному давлению, и возникает тревога. Эго

воздвигает своеобразные преграды против тревоги — защитные механизмы.

3. Фрейд одним из первых психологов проанализировал развитие личности и указал на решающую роль

раннего детства в формировании базовых структур личности. Он сводит все стадии развития человека к

стадиям преобразования и перемещения сексуальной энергии (либидо) по разным зонам человеческого

организма: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная стадии. Под развитием личности, таким

образом, понимается овладение новыми способами редукции напряжения. Источниками напряжения могут

быть процессы физиологического роста, фрустрации, конфликты и угрозы. Тип личности, согласно

психоаналитической теории, определяется исходя из того, на какой стадии приостанавливается развитие

индивида.

Впоследствии многие известные психологи (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм, А. Фрейд и др.)

разрабатывали, углубляли и расширяли представления 3. Фрейда о личности, но тем не менее многие

аспекты

его теории встречали возражения. Так зарождается новое направление — неофрейдизм (К. Хорни и др.), который отходит от приоритета сексуальных влечений в развитии личности. На первый план выдвигается зависимость личности от среды (общества), где формируется личность. Общество проецирует на личность свои важнейшие качества. Они становятся формами активности этой личности, например: поиски любви и одобрения, погоня за властью, престижем и обладанием, стремление покориться и принять мнение группы авторитетных лиц, бегство от общества.

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с «чувством коренной тревоги» — беспокойством, объясняя его той беспомощностью и беззащитностью, которую переживает ребенок, сталкиваясь с внешним миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: