Роль монастырей в распространении культуры

При практическом отсутствии иных культурных центров на протяжении XIV - XVI вв. монастыри, параллельно с их непосредственной функцией, становятся важными очагами национальной культуры. В этот период основываются древнейшие монастыри: в Молдове - Нямц, Бистрица, Молдовица, Путна; в Валахии - Тисмана и Водица; в Трансильвании - Филяк и Прислап. Так как грамотные люди находились в основном при монастырях, последние становятся главным центром книжности. В монастырских скрипториях писались и переписывались старые рукописные книги, отличавшиеся великолепным оформлением. Переплеты заключались в золотые и серебряные оклады, украшенные драгоценными камнями.

Значительную роль в распространении духовных и культурных ценностей играли монастырские школы. В XIV - XVI вв. они составляли основную форму средневекового образования, и не только для будущих духовных лиц, а и для готовящихся к светлой карьеры. Особым авторитетом пользовались школы в Нямц, Путна, Шкея Брашова и др.

На протяжении ряда веков в господарской канцелярии, церквях и школах, а также для внешней и внутренней корреспонденции и письменной культуры вплоть до XVII в. использовался старославянский язык. Многочисленные памятники духовной, юридической и исторической литературы на старославянском языке были вначале (XIII - XIV вв.) доставлены из соседних славянских стран - Болгарии, Сербии, Руси, а позже были переписаны и распространены в румынских государствах. Основными центрами переписки, переплетения и украшения книг стали монастыри, где организовывались специальные скриптории и мастерские. По некоторым подсчетам исследователей, только в скрипториях молдавских монастырей было переписано не менее 20-30 тыс. книг на старославянском языке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: