Виды инвентаризации, случаи обязательного ее проведения, порядок её проведения

Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учёта, отраженным на счетах. Инвентаризация позволяет проверить, все ли хозяйственные операции оформлены в документах и отражены в системном бухгалтерском учёте, а также внести необходимые уточнения и исправления.

Инвентаризация проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности в Российской Федерации (приказ Минфина РФ от 29.07.98 г. №34н) и Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина РФ от 13.06.95 г. №49). Согласно этим документам предприятия обязаны проводить инвентаризацию основных средств, капитальных вложений, незавершённого капитального строительства, капитального ремонта, незавершённого производства, товарно-материальных ценностей, денежных средств, расчётов и других статей бухгалтерского баланса.

Инвентаризации подлежат и товарно-материальные ценности, не принадлежащие предприятию, такие, как ценности на ответственном хранении, полученные для переработки, арендованные основные средства и т.п., а также по каким-либо причинам не учтённые ценности.

Основными задачами инвентаризации являются:

выявление фактического наличия основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, ценных бумаг, а также объёмов незавершённого производства в натуре;

контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей и денежных средств путём сопоставления фактического наличия с данными бухгалтерского учёта;

выявление товарно-материальных ценностей, частично потерявших своё первоначальное качество, не отвечающих стандартам качества, техническим условиям и т.п.;

выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей с целью последующей реализации;

проверка соблюдения правил и условий хранения материальных ценностей и денежных средств, а также правил содержания и эксплуатации машин, оборудования и других основных средств;

проверка реальной стоимости учтённых на балансе имущества и источников его формирования.

Инвентаризация в зависимости от полноты охвата проверкой имущества может быть полной и частичной.

При полной инвентаризации проверке подлежат все виды имущества. Проводится она обязательно в конце года перед составлением годового отчёта (исключение составляют некоторые виды имущества, упомянутые выше)

При частичной инвентаризации проверке подвергается один или несколько видов имущества в определённых местах хранения.

В зависимости от основания проведения инвентаризации бывают плановые и внеплановые.

Плановые инвентаризации проводится в соответствии с Положением о бухгалтерском учёте и отчётности и Основными положениями по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчётов.

Внеплановые инвентаризации организуются по мере необходимости, в основном внезапно.

Порядок проведения инвентаризаций на предприятии предполагает создание постоянно действующих инвентаризационных комиссий в составе: руководителя предприятия или его заместителя (председателя комиссии); главного бухгалтера; начальников структурных подразделений (служб); представителей общественности. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создаются рабочие инвентаризационые комиссии в составе; представителя руководителя предприятия, назначившего инвентаризацию (председатель комиссии); специалистов (экономиста, инженера, технолога, товароведа, кладовщика и др.) и другие опытные работники, хорошо знающие инвентаризуемое имущество, порядок формирования цен, первичный учёт.

В межинвентаризационный период на предприятиях должны проводиться систематически проверки и выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Результаты инвентаризации будут признаны действительными только в том случае, если соблюдены все процедуры ее проведения. Любая инвентаризация состоит из следующих этапов:

1. Подготовительные мероприятия:

- издание приказа по форме №ИНВ-22 «О проведении инвентаризации»;

- определение сроков проведения инвентаризации и видов проверяемого имущества;

- формирование рабочих комиссий

- разработка внутренних инструкций – памяток;

- выведение в учете остатков ТМЦ и др.

2. Собственно проведение инвентаризаций:

- взвешивание, пересчет, обмер и занесение в опись;

- оформление инвентаризационных описей.

3. Сравнительно-аналитические мероприятия:

- проверка и сопоставление данных инвентаризационных описей с данными бухгалтерского учета;

- составление сличительных ведомостей и определение причин расхождений.

4. Заключительные мероприятия:

- оформление Ведомости учета результатов инвентаризации по ф. № ИНВ-26;

- внесение соответствующих записей в регистры бухгалтерского учета;

- издание приказа об утверждении результатов инвентаризации с выводами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: