Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, его доходы, расходы, источники финансирования дефицита

Фонд Социального страхования РФ (ФСС РФ) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью.

Обязательное социальное страхование – часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

К основным источникам формирования средств ФСС РФ относятся [9]:

Ø страховых взносов работодателей;

Ø страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

Ø доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

Ø добровольных взносов граждан и юридических лиц;

Ø прочих поступлений.

Средства Фонда направляются на [9]:

1) выплату пособий:

а) по временной нетрудоспособности;

б) беременности и родам;

в) женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

г) при рождении ребенка;

д) при усыновлении ребенка;

е) по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

ё) социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

2) оплату:

а) дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;

б) путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в России;

в) на лечебное (диетическое) питание;

3) частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря для детей работающих граждан;

4) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;

5) оплату проезда к месту лечения и обратно;

6) обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления Фонда;

7) проведение научно-исследовательской работы по вопросам социального страхования и охраны труда;

8) участие в финансировании программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования.


108. Государственный кредит: сущность, функции, значение в экономике. Формы гос­ударственного кредита в Российской Федерации.

Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством, юридическими и физическими лицами.

Государственный кредит – это совокупность денежных отношений, при которых государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. В основном государство выступает в качестве заемщика. Значительно реже государство выступает кредитором, предоставляя ссуды юридическим и физическим лицам. Государство выступает как гарант в тех случаях, когда берет на себя ответственность за погашение частных обязательств.

Объективная необходимость государственного кредита обусловлена опережающими темпами роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы. Это позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита [11].

Государственный кредит выполняет следующие функции [12]: временного перераспределения; регулирующую; контрольную.

Через перераспределительную функцию государство формирует и использует денежные средства на принципах возвратности, срочности и платности, перераспределяя их между юридическими, физическими лицами и бюджетами, международными финансово-кредитными институтами и бюджетами, иностранными юридическими и физическими лицами и бюджетами.

Регулирующая функция государственного кредита выражается в воздействии на спрос на заемные средства, что приводит к увеличению или снижению стоимости кредита, в свою очередь за счет кредитов возможно стимулирование развития производства и занятости.

Контрольная функция государственного кредита состоит в учете и контроле целевого движения заемного капитала.

Государственные и муниципальные заимствования - это отношения по поводу перераспределения временно свободных денежных средств юридических и физических лиц, правительств иностранных государств и международных финансовых организаций в виде государственных займов и кредитов, в результате которых в распоряжении органа государственной власти либо органа местного самоуправления (заемщика) формируются дополнительные финансовые ресурсы [13].

Заимствования проводятся в двух формах:

Первая форма: государственные и муниципальные займы.

Государственные и муниципальные займы - передача в распоряжение заемщика средств путем приобретения заимодателями государственных и муниципальных ценных бумаг.

Самым распространенным видом государственных и муниципальных ценных бумаг является облигация.

Облигации государственного или муниципального займа - это эмиссионная ценной бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в установленный срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иного имущественного эквивалента [12].

Займы классифицируются по нескольким признакам [12]:

В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств, они подразделяются на государственные займы РФ, государственные займы субъект РФ (региональные) и муниципальные (местные).

По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг займы делятся на:

а) универсальные, которые распространяются как среди физических, так и юридических лиц;

б) специальные, которые реализуются либо только среди населения, либо только среди организаций.

В зависимости от источника заимствований, места реализации займов, валюты займа государственные долговые обязательства делятся на: внутренние и внешние.

По отношению к вторичному рынку займы подразделяются на: рыночные займы и нерыночные (государственные) займы.

В зависимости от формы выплаты доходов займы делятся на: процентные; выигрышные; процентно-выигрышные; беспроцентные (целевые); беспроигрышные; дисконтные; процентно-дисконтные; твердодоходные.

По методу определения купонного дохода займы могут быть: с постоянным купонным доходом; с фиксированным купонным доходом; с переменным купонным доходом.

По срокам погашения займы делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

По методам проведения государственные и муниципальные заимствования подразделяются на добровольные и принудительные.

Второй формой заимствования являются кредиты, привлекаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления для увеличения своих ресурсов. Кредиты могут быть предоставлены государственными и коммерческими банками, другими кредитными организациями, иностранными государствами, их банками и фирмами, международными финансовыми организациями [11].



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: