Под государственным долгомследует понимать всю совокупность обязательств, выражающих отношения между государством, выступающим в роли заемщика, с одной стороны и физическими и юридическими лицами, выступающими в роли кредиторов, с другой стороны по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, привлеченных как с использованием кредитного механизма, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств [12].
Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
В зависимости от заемщика долг подразделяется на: государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг.
В зависимости от рынка заимствование и валюты возникающих обязательств выделяют: внутренний и внешний долг.
В зависимости от степени охвата совокупности обязательств государственный и муниципальный долг подразделяется на: капитальный долг; основной долг; текущий долг.
Долговые обязательства России могут быть краткосрочными, т.е. до одного года; среднесрочными, т.е. от одного года до пяти лет; долгосрочными, т.е. от пяти до 30 лет. Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и могут превышать 30 лет. По долговым обязательствам субъекта РФ сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования – 10 лет [11].
Управление государственным долгом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны.
Управление государственным и муниципальным долгом может быть стратегическим и оперативным.
Так, ежегодно в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Президент РФ и Федеральное Собрание РФ устанавливают:
· предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;
· источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;
· предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ;
· направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредит (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;
· верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.
· Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальные органы – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Эти органы:
· определяют основные условия выпуска отдельных займов;
· определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств;
· определяют время выпуска очередного займа и условия его функционирования;
· организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг;
· организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств;
· организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий;
· другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.
В системе действий по управлению государственным и муниципальным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.
Обслуживание государственного долга предполагает:
во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств;
во-вторых, выплату доходов по ним;
в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.
Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет ЦБ РФ, а внешнего – Внешэкономбанк.
Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а так же штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
Среди мероприятий по управлению государственным долгом наиболее распространенным является [12]:
Реструктуризация – это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.
Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия заключается в изменении размера доходности займа.
Консолидация – это изменение условий займа, связанное с их сроками.
Унификация – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Новация – это условие, при котором обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения.
Аннулирование – это отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Таким образом, под управление государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств [12].
119. Налоговая система РФ ее основные элементы и их характеристики.
Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.
Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.[1]
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях.
Элементами системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:
1. Виды налогов. Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, пошлина, платеж, отчисления, взнос. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкретной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснения только двух понятий – налог и сбор.
Виды налогов законодательно принятые в России органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные); (табл. 1 виды налогов и сборов)
2. Субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
3. Органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.
4. Законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроль за их уплатой налогоплательщиками.