Понятие и виды государственного долга. Управление государственным долгом: понятие, принципы и основные методы

Под государственным долгомследует понимать всю совокупность обязательств, выражающих отношения между государством, выступающим в роли заемщика, с одной стороны и физическими и юридическими лицами, выступающими в роли кредиторов, с другой стороны по поводу объема и условий использования и возврата денежных ресурсов, привлеченных как с использованием кредитного механизма, так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств [12].

Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

В зависимости от заемщика долг подразделяется на: государственный долг РФ, государственный долг субъектов РФ и муниципальный долг.

В зависимости от рынка заимствование и валюты возникающих обязательств выделяют: внутренний и внешний долг.

В зависимости от степени охвата совокупности обязательств государственный и муниципальный долг подразделяется на: капитальный долг; основной долг; текущий долг.

Долговые обязательства России могут быть краткосрочными, т.е. до одного года; среднесрочными, т.е. от одного года до пяти лет; долгосрочными, т.е. от пяти до 30 лет. Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и могут превышать 30 лет. По долговым обязательствам субъекта РФ сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования – 10 лет [11].

Управление государственным долгом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса и современным состоянием экономики страны.

Управление государственным и муниципальным долгом может быть стратегическим и оперативным.

Так, ежегодно в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Президент РФ и Федеральное Собрание РФ устанавливают:

· предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов;

· источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг;

· предельный размер внешних заимствований; предельные размеры государственных кредитов иностранным государствам и государствам-участникам СНГ;

· направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредит (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ;

· верхние пределы государственных внутренних и внешних гарантий.

· Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство РФ и его специальные органы – Министерство финансов РФ, а также Центральный банк РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина РФ. Эти органы:

· определяют основные условия выпуска отдельных займов;

· определяют порядок эмиссии и обращения долговых обязательств;

· определяют время выпуска очередного займа и условия его функционирования;

· организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг;

· организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств;

· организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий;

· другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом.

В системе действий по управлению государственным и муниципальным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга.

Обслуживание государственного долга предполагает:

во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств;

во-вторых, выплату доходов по ним;

в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет ЦБ РФ, а внешнего – Внешэкономбанк.

Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а так же штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

Среди мероприятий по управлению государственным долгом наиболее распространенным является [12]:

Реструктуризация – это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.

Рефинансирование – это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Конверсия заключается в изменении размера доходности займа.

Консолидация – это изменение условий займа, связанное с их сроками.

Унификация – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

Новация – это условие, при котором обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения.

Аннулирование – это отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Таким образом, под управление государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств [12].


119. Налоговая система РФ ее основные элементы и их характеристики.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Существуют два вида налоговой системы: шедyлярная и глобальная.

В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.[1]

Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

Анализ налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях.

Элементами системы, характеризующими налоговую систему как таковую, являются:

1. Виды налогов. Для обозначения отдельных видов налогов и сборов в России используются различные термины: налог, сбор, пошлина, платеж, отчисления, взнос. В действующем российском налоговом законодательстве используемые в названиях платежей различные слова не несут конкретной смысловой нагрузки. Законодательно устанавливается разъяснения только двух понятий – налог и сбор.

Виды налогов законодательно принятые в России органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные); (табл. 1 виды налогов и сборов)

2. Субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;

3. Органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками.

4. Законодательная база (Налоговый кодекс РФ, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроль за их уплатой налогоплательщиками.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: