Анализ и управление объемом производства и продаж — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Анализ и управление объемом производства и продаж




Анализ состава и выполнения плана по выпуску и реализации продукции

Основные источники информации для проведения анализа промышленной продукции следующие:

- баланс предприятия, в котором готовая продукция отражается по фактически произведенной себестоимости;

- годовой план выпуска, а также квартальный, подекадный и помесячный план;

- первичные документы (приемосдаточные накладные, акты, счет-фактуры и платежные ведомости;

- форма 1-С (годовая).

Анализ начинается с проверки правильности включения отдельных элементов в состав готовой продукции. Готовая продукция - это прямой полезный результат деятельности предприятия и его подразделений.

В состав готовой продукции не включают:

- отходы;

- брак, даже если его можно реализовать;

- ремонт собственного оборудования, если только он не произведен на средства амортизационного фонда.

Продукция может быть проанализирована с точки зрения ее готовности в производственном цикле. Начальная стадия - незавершенное производство (вся продукция, находящаяся в обработке в пределах данного структурного подразделения и не имеющая законченного товарного вида).

Вторая степень готовности - полуфабрикат - это продукт, прошедший определенную обработку, но подлежащий дальнейшей переработке.

Третья стадия готовности - это готовая продукция, т.е. полностью закончившая свою обработку продукция в пределах данного предприятия. Готовая продукция должна иметь документы о сдаче' на склад, передаче заказчику, или отгрузке.

Учет продукции на предприятии ведется в следующих единицах:

- натуральные (м2, погонный метр);

- условно-натуральные единицы. Они позволяют получить общий итог выпуска разнородной продукции с учетом ее конкретных потребительских свойств;

- стоимостная характеристика и оценка.

При стоимостной оценке выделяют следующие показатели выпуска продукции:

v валовый оборот

BO=A + B + (Ni-N0),где

А - стоимость готовой продукции;

В - стоимость услуг;

(Ni – N0) - незавершенное производство.

v валовая продукция

ВП = А + Вс + (Ni – N0) + Пс,

где А - готовые изделия;

Вс - услуги по заказам со стороны;

(Ni – N0) - изменение остатков незавершенного производства;

Пс - полуфабрикаты, реализуемые на сторону.

v товарная продукция - это полностью подготовленная к реализации продукция в отчетном периоде

ТП = ВП - (Ni – N0),

гдеТП - товарная продукция;

ВП-валовая продукция;

(Ni- N0)-изменение остатков незавершенного производства.

v реализованная продукция - это сданная на склад и отгруженная в этом же периоде продукция

РП = ТП - (Oi – О0),

гдеРП - реализованная продукция;




ТП - товарная продукция;

(Oi – О0) - разность остатков готовой продукции на складе.

Между стоимостными показателями существует определенная взаимосвязь:

РП = K1• К2 • К3 • К4 • ВО,

гдеРП - реализованная продукция;

K1 - коэффициент реализации, показывающий, сколько реализованной продукции приходится на один рубль отгруженной продукции в данном периоде;

К2 - коэффициент отгрузки, показывающий, сколько рублей отгруженной продукции приходится на один рубль произведенной;

К3 - коэффициент товарности, показывающий, сколько рублей товарной продукции приходится на один рубль произведенной;

K4 - коэффициент соотношения валового оборота и валовой продукции;

ВО - валовый оборот.

Детальный анализ влияния каждого из элементов можно провести, используя метод цепных подстановок. Все стоимостные показатели при анализе оцениваются в динамике. С этой целью рассчитываются все динамические характеристики:

- абсолютный прирост (цепной и базисный);

- темп роста (цепной и базисный), выражается в процентах;

- темп прироста (цепной и базисный, темп роста-100 %);

- среднегодовой темп роста.

Более детально проводится анализ отгрузки и реализации продукции (помесячно, поквартально, за полгода и год). При этом фактические данные сравниваются с плановыми, рассчитывается процент выполнения плана, абсолютное отклонения, темпы роста и прироста.

Факторный анализ объема реализации проводят по следующей схеме (рис. 5):

Рис. 5. Факторный анализ объема реализации продукции

Анализ проводят с помощью балансового уравнения, которое может быть двух видов:

♦ если выручка определяется по отгрузке, то балансовое уравнение имеет вид:



РП = ГПн + ТП - ГПк,

где РП - реализованная продукция;

ТП - товарная продукция;

ГПн, ГПк - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода соответственно.

♦ если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то балансовое уравнение имеет вид:

РП = ГП н + ТП + ОТн – ОТк - ГП к,

где РП - реализованная продукция;

ТП - товарная продукция;

ГП н, ГП к - остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода соответственно;

ОТн, ОТк - остатки отгруженной продукции, не оплаченной покупателем, на начало и конец периода соответственно.

Анализ выполнения плана по ассортименту и структуре (обоснование формирования и оценка эффективности ассортиментных программ)

Сам анализ ассортимента может проводиться только для сравнимой продукции, под которой понимают ту продукцию, выпуск которой осуществлялся в предыдущем периоде, и условия ее производства были обычными, т.е. изделия не являлись опытными образцами. Для анализа степени выполнения плана по ассортименту можно использовать следующие показатели:

- определение минимального процента по тем позициям ассортимента, план по которым не выполнен (например, изделие А - 84 %; В - 78 %; С - 108 %; D - 100 %, следовательно - минимальный процент у изделия В - 78 %);

- метод определения доли или удельного веса позиций в ассортименте, план по которым не выполнен, в общем их количестве (например, поз.4 - 100 %; поз.2 - 50%, следовательно - по позиции 2 план не выполнен на 50 %);

- расчетный коэффициент ассортиментности, рассчитывается методом зачета. В числителе зачтенная сумма выпуска продукции в пределах плана, а в знаменателе - плановый выпуск продукции.

Изделие План, % Факт, % Процент выполнения плана (по ассортименту)
А 89,3 %
В    
С    
D    
Итого  

Касс = (75 + 43 + 70 + 80): 300 • 100 % = 89,3%

Неравномерность выполнения плана по отдельным видам продукции приводит к изменению структуры соотношения отдельных позиций в общем их выпуске. Изменение структуры оказывает влияние на следующие экономические показатели:

- на объем выпуска в стоимостной оценке;

- на материалоемкость товарной продукции;

- на себестоимость;

- на прибыль.

Для оценки влияния изменения структуры на объём выпускаемой продукции нужно провести следующие расчеты, для которых необходима некоторая информация:

♦ с учетом оптовой цены и объема выпуска продукции в натуральном выражении рассчитывают фактическую товарную продукцию в ценах плана и определяют произошедшие изменения по видам продукции.

Исходные данные для расчета влияния структуры на объем выпуска:

Изделие Оптовая цена, тыс. руб. Объем производства (натуральные у. е.) Товарная продукция Изменение товарной продукции за счет структуры, млн. руб.
план факт план, млн. руб. факт при плановой структуре, млн. руб. факт, млн. руб.
А -4350
В -1211
С + 2476
D + 5385
Итого + 2300

Коэффициент выполнения плана = 164400 : 160230 = 1,026 (102,6 %)

Факт при плановой структуре = К выполнения плана • план.

Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 102,6 % по всем видам продукции, и не нарушилась бы запланированная структура, то общий объем производства товарной продукции составил бы 98500. При фактической структуре он увеличился бы на 2300 млн. руб., т.е. доля более дорогой продукции в общем объеме увеличилась.

♦ путем расчета средневзвешенных цен. Для этого определяется разница между средневзвешенной ценой при фактической структуре и средневзвешенной ценой при плановой структуре, затем эта разница умножается на фактический объем выпуска в натуральном выражении. Чтобы использовать этот метод, необходимо знать выпуск по видам изделий:

Изделие Плановая структура Фактическая структура
А 35,95 30,66
В 34,95 33,72
С 17,12 19,27
D 11,98 16,35
Итого 100% 100%

план: 160230 (у. е.) - 100 %-объем выпуска А-Х%

факт: 164400 (у. е.) - 100 % объем выпуска А - X %

При фактической структуре: (500 • 30,66 + 600 • 33,72 + 700 • 19,27 + 750 • 16,35) : 100 = ... - это средневзве­шенная цена при фактической структуре.

При плановой структуре средневзвешенная цена равна: (500 • 35,95 + 600 •34,95 +700 • 17,12 + 750 «11,98): 100 = ...

Разность средневзвешенных цен будет равна + 14 тыс. руб. 14000 • 164400 = +2300 млн. руб.

Анализ качества выпускаемой продукции, обновления продукции и анализ ритмичности

Качество продукции характеризуют параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации, унификации, надежность и долговечность. Для характеристики качества выпускаемой продукции используют несколько групп показателей:

v индивидуальные показатели - это те, которые характеризуют определённые свойства продукции:

- полезность;

- надежность через показатели долговечности - это срок службы до первого капитального ремонта. Надежность - время работы до первого отказа;

- технологичность - это показатели, характеризующие эффективность конструкторских и технологических решений (энергоемкость, трудоемкость и т.д.).

v обобщающие показатели - эти показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее назначения и вида. В эту группу включают такие показатели как:

v удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

v удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

v удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые страны;

v доля продукции первого сорта в общем объеме выпуска;

v коэффициент сортности, который рассчитывают следующим образом. Стоимость фактического выпуска при фактическом соотношении сортов нужно разделить на стоимость фактического выпуска при плановом соотношении. Разница между числителем и знаменателем позволит выявить сумму незапланированных потерь, получаемых при изменении сортности выпускаемой продукции.

v косвенные показатели качества продукции:

- штрафы за некачественную продукцию;

- удельный вес бракованной продукции в общем массиве выпуска;

- затраты на выпуск бракованной продукции. Эти затраты складываются из издержек производства, связанных с выпуском бракованных изделий, минус ликвидационная стоимость и плюс затраты по дополнительным работам, связанным с исправлением брака;

- коэффициент распространенности брака - это отношение суммарных затрат на брак к себестоимости товарной продукции.

Сам анализ заключается в изучении динамики всех перечисленных показателей в анализе выполнения планов по их уровню, оценке причин этих изменений. Далее оценивается влияние изменения качественных характеристик на стоимостные показатели работы предприятия:

1) определяют изменение выпуска товарной продукции

∆Q = (р1 > р0) • q к,

где p1 и р0 - цены до и после изменения качества продукции;

q к - объем продукции повышенного качества.

2) изменение выручки от реализаций

∆В = (Z1 > Z0) • V р,

где Vр - объем реализации продукции повышенного качества;

Z 1и Z0 - себестоимость до и после повышения качества.

3) прирост прибыли

∆П = (p1 – р0) • Vp1 - (Z1 – Z0) • Vp1.

Для анализа влияния брака на потери товарной продукции используют следующую информацию:

1) себестоимость забракованной продукции;

2) расходы по исправлению брака;

3) стоимость брака по цене возможного использования;

4) сумма удержаний с виновных лиц;

5) потери от брака (строка 1 + стр. 2 - стр. 3 - стр. 4);

6) потери товарной продукции = стр. 5 • R прод., где R прод. – рентабельность продукции.

Анализ ритмичности рассматривается как степень соблюдения предусмотренных планом параметров производственного процесса в любые промежутки времени, для которых эти параметры установлены. Ритмичность реализации продукции обусловливается ритмичностью отгрузки, ритмичностью ее выпуска, и все эти показатели влияют на основные экономические показатели работы предприятия. Сам анализ ритмичности можно проводить, используя следующие рекомендуемые показатели:

1. Нахождение удельного веса фактически выпущенной продукции в каждой декаде в общем объеме месячного выпуска. Если показатель равен 33 %, то работа считается ритмичной, но данный показатель не учитывает плановое распределение выпуска.

2. Коэффициент ритмичности (рассчитывается методом зачетов).

К ритм. = П ф. :П пл.,

где Пф - фактический среднесуточный процент выполнения плана, не выше планового уровня;

Ппл. - плановый среднесуточный процент выпуска.

3. Числа аритмичности. Для их определения суммируют относительные (в долях единицы) отклонения фактического выпуска от планового, раздельно за дни выполнения и перевыполнения плана и за дни невыполнения плана. Сумма положительных и отрицательных чисел по модулю дает общее число аритмичности выпуска продукции. При абсолютно ритмичной работе отклонение равно 0.

4. Показатель непропорциональности выпуска продукции.

К непр. = σ/П ср. арифм. ∙ 100%,

где σ - среднеквадратическое отклонение процента выполнения плана по каждому виду работ от среднего процента выполнения плана по участку или по цеху,

где d - линейное отклонение процента выполнения плана по определенному виду работ от среднего процента выполнения плана.

d = Пi - П ср. арифм.

Виды работ Объем работ в нормативах Процент выполнения плана
План Факт
Токарные 107,1
Фрезерные 112,5
Сварочные 76,9
Шлифовальные 81,3
Итого: 99,4

1. П ср. арифм. =(101,1 + 112,5+ 76,9 +81,3): 4 = 92,9

2. d 1 = 101,1 - 92,9 = 8,2

d2 = 112,5 – 92,9 = 19,6

d3 = 76,9 – 92,9 = - 16

d4 = 81,3 – 92,9 = - 11,6

d 12 = 67,24

d22 = 384,16

d32 = …

d42 = …

∑ d2= 841,96

3. σ =

4. К непр. = 14,51 : 92,9 • 100 %= 15,92 %.

Этот коэффициент показывает, в какой мере варьирует степень выполнения плана по отдельным видам работ. Чем выше этот коэффициент, тем больше несогласованность работы и максимального получения «узких мест».

5. Коэффициент ступенчатости

К ступенч. = m / n

где m - число дней, когда процент выполнения плана по объему производства был меньше, чем в предыдущий день;

n - общее число рабочих дней отчетного периода.





Дата добавления: 2015-04-23; просмотров: 967; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11121 - | 8271 - или читать все...

Читайте также:

 

34.239.172.52 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.013 сек.