double arrow

Анализ финансового состояния фирмы с позиций конкурентоспособности

Сущность SWOT-анализа.

Анализ эффективности использования ресурсов.

Основы функционально-стоимостного анализа.

Балансовые методы.

Факторный анализ с применением ЭВМ.

Метод цепных подстановок.

Сущность и принципы анализа.

2. Методы и приемы анализа: сущность и область при­менения:

1. Сущность и принципы анализа

Анализ (от греч. - analisis) буквально означает расчленение, раз­ложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне при­сущие этому объекту составляющие (мысленные или реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием "синтез" (от гречес. - sinthesis) соединение ранее расчле­ненных элементов изучаемого объекта в единое целое.

Анализ без синтеза невозможен. Умозаключение представляет собой индуктивно-дедуктивный вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.

К основным принципам диалектики, на которых базируется ана­лиз, можно отнести следующие:

• системный подход;

• динамический подход;

• принцип проявления необходимости и случайности;

• принцип единства и борьбы противоположностей;

• принцип перехода количества в качество и качества в новое количество;

• принцип "отрицание отрицания", непрерывного отмирания си­стем (компонентов систем) и появления новых, более качественных.

Рассмотрим сущность этих принципов.

Сущность системного и динамического подходов была рассмотре­на ранее. Проявление необходимости и случайности выражается в двух аспектах: а) с точки зрения определенности событий, явлений, фак­тов, которые могут быть либо зафиксированными, бесспорными или планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми; б) с точки зрения степени определенности (неопределенности) причинно-след­ственных отношений, которые могут быть либо детерминированны­ми, жесткими, либо стохастическими, вероятностными. Отсюда урав­нения связи между факторами могут быть функциональными (жес­ткими, конкретными) и корреляционными (гибкими, вероятностными).

Принцип единства и борьбы противоположностей является од­ним из важнейших в философии, объясняющий противоречивость исторического развития любой системы. Например, любой эконо­мической системе присущ криволинейный, зигзагообразный, посту­пательно-возвратный характер развития. Единство и борьба проти­воположностей, наличие антагонистических и неантагонистических противоречий всегда считались одним из мощнейших средств по­ступательного движения.

Особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом философская проблема количества и качества. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а рас­члененность на составляющие, которые, впрочем, складываются и в целое. Для исследования количества характерны счет и мера, зави­симости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения показате­лей качества. Диалектически переход количества в новое качество выражается в накоплении (увеличении) первого (количества) для повышения второго (качества) по спирали развития. Например, в настоящее время наблюдается увеличение доли затрат на стратеги­ческий маркетинг и НИОКР с целью повышения качества товара и его конкурентоспособности. Новое качество ведет к снижению аб­солютных и относительных затрат у потребителя, к снижению зат­рат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта (качества). Познание проблемы количества и качества в конечном счете должно привести к экономии времени, то есть снижению суммы прошлого, живого и будущего труда на единицу полезного эффекта товаров. Ведущая роль в решении этой проблемы отводит­ся анализу, прогнозированию и оптимизации.

С проблемой количества и качества связан принцип или диалек­тический закон "отрицание отрицания". Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание (рождение, формирование и т. д.) нового, более качественного, экономичного, конкурентоспособно­го. Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы ана­лиза:

1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложе­ние на составные части анализируемых сложных явлений, предме­тов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рас­смотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достиже­ния этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;

3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и усло­виям применения объектов анализа и другим условиям;

4) принцип оперативности и своевременности анализа направлен на сокращение времени выполнения работ за счет реализации прин­ципов рациональной организации частичных процессов (пропорциональ­ности, параллельности, прямоточности, непрерывности, ритмичнос­ти и др.), кодирования и автоматизации информационного обеспече­ния, повышения качества информации и методов анализа;

5) принцип количественной определенности предполагает коли­чественное выражение: а) параметров и условий обеспечения сопо­ставимости и оптимизации альтернативных вариантов управлен­ческого решения; б) связей между компонентами системы менедж­мента; в) степени неопределенности и риска при принятии решения.

2.Методы и приемы анализа: сущность и область применения

Рассмотрим сущность методов анализа.

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и вы­явить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

• отчетные показатели с плановыми показателями;

• плановые показатели с показателями предшествующего периода;

• отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

• показатели работы за каждый день;

• сравнения со среднеотраслевыми данными;

• показатели качества продукции данного предприятия с показа­телями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географичес­ких условий и т.д.).

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные по­казатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а ана­лизируемый показатель представлен как их произведение.

Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и из­мерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повыше­ния эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных со­поставлений. Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и изме­рения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

Балансы составляются по различной форме, например:

1) в табличной форме: по вертикали заносятся поступления (доходы), а по горизонтали — распределения (расходы);

2) в табличной форме: по вертикали сначала заносятся активы (за определенный период), ниже — пассивы или обязательства; или слева — актив, справа — пассив;

3) в табличной форме: по вертикали — источник (район, пред­приятия-поставщики), по горизонтали — район вывоза (предприя­тия или подразделения-потребители);

4) в графической форме: с плюсом — экономия, с минусом — потери

Метод цепных подстановок (МЦП) заключается в получении ряда кор­ректированных значений обобщающего показателя путем последо­вательной замены базисных значений факторов — сомножителей фактическими. Сравнение значений двух стоящих рядом показателей в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показа­тель того фактора, базисное значение которого заменяется на фак­тическое.

Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фак­тора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.

Графический метод является средством иллюстрации хозяйствен­ных процессов и исчисления ряда показателей и оформления ре­зультатов анализа. Графическое изображение экономических показателей различа­ют по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и конт­рольно-плановые графики), а также по способу построения (линей­ные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

Функционально-стоимостный анализ (ФСА) — это метод сис­темного исследования, применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта. Особенность проведения ФСА заключается в установлении це­лесообразности набора функций, которые должен выполнять проек­тируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости фун­кций существующего объекта.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяют­ся для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых эконо­мических условиях.

3. Сущность SWOT-анализа

При разработке стратегических планов многие фирмы применя­ют SWOT-анализ. SWOT-анали­з является одним из первых этапов стратегического планирования. Идея SWOT-анализа заключается в следующем: а) принятие усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности; б) развитие сильных сто­рон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями.

SWOT-анализ нами предлагается разбить на ряд этапов.

На первом этапе SWOT-анализа глубоко изучаются силы — кон­курентные преимущества фирмы в следующих областях:

• патентоспособность выпускаемых товаров;

• цена товаров;

• прогрессивность технологии;

• квалификация кадров;

• стоимость ресурсов, применяемых фирмой;

• возраст основных производственных фондов;

• географическое расположение фирмы;

• инфраструктура;

• система менеджмента (в т. ч. маркетинга);

• сила конкуренции на "входе" и "выходе" системы менедж­мента фирмы и др.

На втором этапе SWOT-анализа изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых това­ров по всем рынкам. Строится дерево показателей конкурентоспо­собности: на 0-м уровне — комплексный показатель конкурентос­пособности конкретного товара; на 1-м уровне — полезный эффект (интегральный показатель качества), совокупные затраты, условия применения товара; на 2-м уровне — конкретные показатели и т. д. Рассчитываются показатели в соответствии с построенным дере­вом. Собираются или прогнозируются аналогичные показатели по конкурирующим товарам. Определяются слабости по изученным на первом этапе конкурентным преимуществам фирмы.

На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросре­ды фирмы (политические, экономические, технологические, рыноч­ные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.

На четвертом этапе изучаются стратегические и тактические возможности фирмы (капитал, активы и т. п.), необходимые для пре­дотвращения угроз, уменьшения слабостей и роста силы.

На последнем, пятом этапе SWOT-анализа согласуются силы с возможностями для формирования проекта отдельных разделов стра­тегии фирмы.

5. Анализ эффективности использования ресурсов

Формирование и реализация стратегии ресурсосбережения на всех уровнях управления — один из важнейших вопросов страте­гического менеджмента, т.к., во-первых, ресурсоемкость является второй стороной товара (первая — качество), во-вторых, Российс­кая федерация по эффективности использования ресурсов значи­тельно отстает от промышленно развитых стран.

Стратегия ресурсосбережения — это комплекс принципов, фак­торов, методов, мероприятий, обеспечивающих неуклонное сниже­ние расхода совокупных ресурсов на единицу валового националь­ного продукта (в рамках страны), либо на единицу полезного эф­фекта конкретного товара при условии обеспечения безопасности страны, экосистемы, регионов, фирм, человека.

Методы ресурсосбережения — конкретные технологические способы, организационные и экономические методы экономии рас­хода ресурсов на единицу полезного эффекта (работы) по новому варианту инвестиционного проекта по сравнению с заменяемым вариантом.Методы ресурсосбережения реализуются через организацион­но-технические мероприятия, например, по замене физически или морально устаревших технологий, оборудования, организационных проектов, экономических и других методов менеджмента.

Цели ресурсного обеспечения системы менеджмента:

ü своевременное обеспечение потребителей фирмы необходи­мыми видами ресурсов требуемого качества и количества;

ü улучшение использования ресурсов — повышение производи­тельности труда, фондоотдачи, сокращение длительности произ­водственных циклов, обеспечение ритмичности процессов, сокра­щение оборачиваемости оборотных средств, полное использование вторичных ресурсов, повышение эффективности инвестиций.

Виды ресурсов:

ü трудовые ресурсы — промышленно-производственный персо­нал (основные и вспомогательные рабочие, руководители, специали­сты и служащие, ученики) и непромышленный персонал;

ü материальные ресурсы (сырье, материалы, топливно-энергетические ресурсы, запасные части);

ü основные производственные фонды — здания и сооружения, передаточные устройства, силовые машины, технологическое обо­рудование, транспортные средства, средства автоматизации уп­равления, измерительные приборы, хозяйственный инвентарь и пр.;

ü финансовые ресурсы — собственный капитал, заемный капи­тал, нематериальные активы и пр.;

ü совокупные ресурсы — сумма предыдущих видов ресурсов в денежном выражении.

Наличие и состав ресурсов определяется объемом конкретного вида ресурса, его структурой по номенклатуре и ассортименту, ка­чеством и сроками поставок.

Процесс движения ресурсов включает:

ü формирование ресурсов, т.е. привлечение ресурсов для выпол­нения маркетинговых исследований, НИОКР, организационно-техно­логической подготовки производства, производства товаров и вы­полнения услуг, капитального строительства, гарантийного обслу­живания товара фирмы. В свою очередь, привлечение ресурсов для производства товаров, выполнения услуг подразделяется на ресурсы для непосредственного изготовления товаров, выполнения услуг, ремонтно-эксплуатационных нужд, непроизводственных нужд; для ка­питального строительства — на новое строительство, расширение производства, техническое перевооружение, реконструкцию;

ü использование ресурсов по одному из перечисленных направ­лений;

ü восстановление ресурсов;

ü утилизация или списание ресурсов.

Показатели ресурсоемкости отдельных видов товаров подраз­деляются на:

• абсолютные;

• структурные;

• относительные

• и удельные.

К абсолютным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели по стадиям жизненного цикла:

• затраты на маркетинг (на единицу товара);

• затраты на НИОКР (на единицу товара);

• затраты на организационно-технологическую подготовку про­изводства нового товара;

• затраты на производство товара;

• затраты на подготовку товара к функционированию;

• затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание товара;

• затраты на восстановление (ремонт) товара;

• затраты (экономия) на утилизацию товара.

К структурным показателям ресурсоемкости товара относятся показатели, характеризующие долю укрупненного вида ресурса на каждой стадии жизненного цикла единицы товара:

• сырье и материалы (в % от полных затрат на этой стадии жизненного цикла товара);

• комплектующие покупные изделия или запасные части (в % от полных затрат);

• топливно-энергетические ресурсы (в натуральном выражении и в % от полных затрат);

• заработная плата промышленно-производственного персона­ла фирмы, приходящаяся на единицу товара (в % от полных затрат);

• амортизация основных производственных фондов в расчете на единицу товара на данной стадии (в %).

К относительным показателям ресурсоемкости товара относят­ся показатели расхода ресурса на единицу технического параметра объекта или технологические потери ресурса. Например, расход топлива на 100 км пробега конкретного автомобиля, расход конк­ретного вида угля на выработку 1квт • час электрической энергии, процент усушки при транспортировании сельскохозяйственной про­дукции, процент технологических потерь конкретного вида ресурса на конкретной стадии жизненного цикла, коэффициент использова­ния конкретного вида ресурса и др.

К удельным показателям ресурсоемкости товара относятся по­казатели, характеризующие расход абсолютного значения конкрет­ного вида или совокупности ресурсов на отдельной стадии жизнен­ного цикла товара на единицу его полезного эффекта.

По аналогичным формулам определяются удельные показатели по расходу остальных элементов структуры ресурсоемкости товара:

ü удельная энергоемкость (по стадиям жизненного цикла, в нату­ральном выражении по видам энергии и стоимостном выражении);

ü удельная зарплатоемкость (трудоемкость);

ü удельная фондоемкость (отношение амортизации основных производственных фондов, приходящихся на единицу товара, к его полезному эффекту).

Удельные показатели по совокупности ресурсов определяются аналогично.

Анализ частных показателей ресурсоемкости товара позволяет най­ти узкие места по сравнению с товарами конкурентов. Однако оконча­тельное решение может быть принято только по комплексному показа­телю либо его обратному значению - эффективности товара.

К показателям ресурсоемкости производства относятся показате­ли, характеризующие эффективность использования отдельных видов ресурсов в целом по фирме, без привязки к конкретным товарам.

На эффективность и соответственно конкурентоспособность то­вара прежде всего оказывают влияние три фактора: себестоимость, качество и затраты у потребителя. Ориентация любой деятельности на потребителя требует уточнения приоритетов: 1) сначала нужно повышать качество товара, 2) потом снижать затраты у потребителя (прежде всего за счет высокого качества товара и условий его при­менения), 3) в последнюю очередь нужно снижать себестоимость товара.

Чтобы одновременно повышать качество и снижать затраты, нужно применять современные научные подходы и методы (функционально-стоимостный анализ, прогнозирование, моделирование, оптимиза­ция и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: