Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Термин появился в 20-х годах в США. В основе этого вида арттерапии лежит использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения (Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А., 2001).
Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, романы, сказки т.д.), поэзия (стихи, поэмы). Библиотерапевтический эффект, по А.М.Миллеру (2004), может быть достигнут, если учитываются следующие принципы:
· адекватность содержания книги характеру проблемы, заболевания, целям психокоррекционного воздействия;
· доступность содержания и изложения произведения для читателя, пациента;
· максимальное сходство описанной в книге проблемы, ситуации, с травмирующей ситуацией, в которой находится больной;
|
|
· позитивное завершение сюжета, показывающее выход из сложной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личностной проблемы, возникшего конфликта и обеспечивающее позитивную поддержку, укрепления веры пациента в себя.
Библиотерапия может применяться как в индивидуальной, так и групповой формах (групповое чтение).
Современная библиотерапия может использоваться не на чтении литературных источников, а на самостоятельном сочинении. При этом возможны как совершенно свободное выражение, так и заданные темы. В своем произведении автор опосредованно излагает свои переживания, личностную проблему. Этот метод позволяет не только отреагировать эмоции, но и увидеть различные пути решения собственных проблем.
Возможно множество вариантов использования творческого сочинения. Например (Колошина Т.Ю., 2006):
1. Письма (Другу, Врагу, Терапевту, Болезни и т.п.).
2. Стихосложение (использование размера без рифм, синквейн, рондо, лимерик, баллады, частушки, японские хокку и пр.).
3. Написание любого жанра литературного произведения по четким законам (сага, драматургическое произведение, новелла, детектив и т.п.).
4. Рассказ на заданную (выбранную) тему.
5. Автобиография в виде литературного произведения.
6. Автобиография вымышленного персонажа.
7. Чтение литературных произведений.
8. "Переписка субличностей".
9. Сочинение "Архетипических легенд" (см. "амплуа").
10. Сочинение сказки (индивидуальное и групповое).
11. Сочинение "по кругу".
12. Драматургия.
В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки (Соколов Д.Ю., 1997, Петрова Е.Ю., 1998 и др.).