double arrow

Сказкотерапия

Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматиче­скими заболеваниями). Эффективность использования сказкотера­пии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притя­гательной силой этого литературного жанра, позволяющего сво­бодно мечтать и фантазировать (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., 1996).

Сказка позволяет раздвигать рам­ки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувст­вами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказоч­ных образов, их действий, ребенок может найти выход из различ­ных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших кон­фликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотноше­ний в нем; процесс образования связи между сказочными собы­тиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности. (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., 1996).

Мифы и сказки в психологическом, глубинном аспекте ис­следовали К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др. К сказкам обращались в своем творчестве известные за­рубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.

В последние годы М. Эриксон, Н. Пезешкиан и Б. Беттель­хейм стали применять сказки и притчи в качестве психотера­певтического вмешательства во внутреннюю картину мира че­ловека для преодоления у него всякой односторонности в со­знании. Так, Н. Пезешкиан (1995) рассматривает притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствующей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционально­го напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.

На примере героев сказок у человека происходит осмысле­ние собственной жизни (Соколов Д.Н., 1996). Воздействуя на сознание и подсозна­ние, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, спроецировав поступок героя сказки на совре­менную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, излечения невроти­ческих расстройств и соматических заболеваний. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: пси­хологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситу­ациям, символическое отреагирование физиологических и эмо­циональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.

Выделяются, как правило, следующие виды сказкотерапии: анализ и интерпретация выбранной или сочиненной сказки, использование архетипа сказки, сочинение сказок (библиотерапия), медитативные сказки, драматерапия сказки, рисование сказки, сказочное путешествие, куклы. В работах Соколова Д.Н., Зинкевич-Евстигеевой Т.Д., Гнездилова А.В. показаны следующие возмож­ности работы со сказкой:

1. Использование сказки как метафоры. Тексты и обра­зы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полу­ченного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персо­нажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценно­стей поведения клиента, выявляет его систему оценок в катего­риях «хорошо- плохо».

4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить
постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание
тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки
возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые
для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно проиграть
сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью
кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому кор­ректировать свои движения и делать поведение куклы макси­мально выразительным, позволяет совершенствовать и прояв­лять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения, кото­рая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: