Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями). Эффективность использования сказкотерапии в период дошкольного и школьного детства обеспечивается спецификой деятельности ребенка в этом возрасте, а также притягательной силой этого литературного жанра, позволяющего свободно мечтать и фантазировать (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., 1996).
Сказка позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной форме постигать мир чувств и переживаний. Она дает возможность ребенку идентифицировать себя с близким для него персонажем, сравнивать себя с героем, понять, что у него есть такие же проблемы, как у героя сказки. Посредством сказочных образов, их действий, ребенок может найти выход из различных сложных ситуаций, увидеть пути решения возникших конфликтов, усвоить моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
|
|
Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем; процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни; процесс переноса сказочных смыслов в реальность; процесс активизации ресурсов, потенциала личности. (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., 1996).
Мифы и сказки в психологическом, глубинном аспекте исследовали К.Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и др.
В последние годы М. Эриксон, Н. Пезешкиан и Б. Беттельхейм стали применять сказки и притчи в качестве психотерапевтического вмешательства во внутреннюю картину мира человека для преодоления у него всякой односторонности в сознании. Так, Н. Пезешкиан (1995) рассматривает притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствующей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения человека.
На примере героев сказок у человека происходит осмысление собственной жизни (Соколов Д.Н., 1996). Воздействуя на сознание и подсознание, сказка может помочь ему определить верный путь решения своих проблем, спроецировав поступок героя сказки на современную жизнь, изменив свое мышление и поведение, человек может встать на путь личностного развития, излечения невротических расстройств и соматических заболеваний. Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональным ситуациям, символическое отреагирование физиологических и эмоциональных стрессов, принятие в символической форме своей физической активности.
|
|
Выделяются, как правило, следующие виды сказкотерапии: анализ и интерпретация выбранной или сочиненной сказки, использование архетипа сказки, сочинение сказок (библиотерапия), медитативные сказки, драматерапия сказки, рисование сказки, сказочное путешествие, куклы. В работах Соколова Д.Н., Зинкевич-Евстигеевой Т.Д., Гнездилова А.В. показаны следующие возможности работы со сказкой:
1. Использование сказки как метафоры. Тексты и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, затем эти метафоры и ассоциации могут быть обсуждены.
2. Рисование по мотивам сказки. В рисунке проявляются свободные ассоциации, в дальнейшем возможен анализ полученного графического материала.
3. Обсуждение поведения и мотивов действий персонажа. Прочтение сказки служит поводом к обсуждению ценностей поведения клиента, выявляет его систему оценок в категориях «хорошо- плохо».
4. Проигрывание эпизодов сказки. Можно осуществить
постановку сказки группой детей или взрослых. Проигрывание
тех или иных ее эпизодов дает каждому участнику постановки
возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые
для себя ситуации и проиграть эмоции. Также можно проиграть
сказку в песочнице или осуществить ее постановку с помощью
кукол. Работа с куклами помогает ребенку или взрослому корректировать свои движения и делать поведение куклы максимально выразительным, позволяет совершенствовать и проявлять через нее те эмоции, которые он обычно по каким-либо причинам не может себе позволить проявить.
5. Использование сказки как притчи-нравоучения, которая подсказывает клиенту с помощью метафоры вариант решения проблемы.