Драматерапия

Одно из направлений, наиболее интенсивно развивающихся в настоящее время. Видимо, одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека. Одним из основоположников драматерапии, безусловно, можно считать Я. Морено, создавшего в 30-40 г.г. «Театр спонтанности» в Вене, «Терапевтический театр» в Нью-Йорке (Рудестам К., 1990). Основное отличие от психодрамы заключается в том, что в драматерапии нет протогониста и не драматизируется ничья проблема, а следовательно – это не больно. В настоящее время существует много видов драматерапии (собственно драматизации, терапевтический театр, драматерапевтические группы поддержки, драматизация сновидений, средневековый театр и комедия дель арте и т.п.). Драматерапия является прекрасным методом работы с группой (Авдеев А.Д., 1964). При использовании драматерапии происходит (помимо развития креативности, как во всей арттерапии) расширение сознания, расширение диапазона поведенческих стратегий, отработка новых, более креативных способов взаимодействия с миром и с другими и многое другое. (Белякова Е., 2001, Гнездилов А.В., 1996).

Основные техники драматерапии:

1. Сценические поклоны.

2. Сценическая пластика.

3. Работа с оружием.

4. Работа с голосом.

5. Беспредметные этюды.

6. Предметные этюды с символическими предметами (веревка, цепь, раковина, посох, корона, меч, маска, плащ, чаша, плат и т.п.).

7. Пантомима (стили, танец, сцены).

8. Театр импровизации («история театра», национальные ритуалы, национальный танец и др.).

9. Средневековая драма.

10. Драматизация сказки, мифа, легенды.

11. Драматизации снов, фантазий, страхов.

12. Театр абсурда.

13. Комедия дель арте.

14. Работа с большими куклами.

15. Площадные театры.

16. Карнавал («шествие умерших богов», «корабль дураков») (Колошина Т.Ю., 2006).

«Этюды»

У пражнения направлены на развитие умения адекватно выражать свои эмоции. В процессе упражнения дети передают различные эмоциональные состояния невербальным способом. Для выполнения этого задания психолог предлагает детям представить себе воображаемую ситуацию. Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Это лишь основа для создания множества вариантов на заданную тему. Можно, например, проиграть ситуацию, которая произошла в группе, или почерпнуть сюжет из прочитанной сказки.

Ниже приведены несколько разнообразных этюдов.

«После дождя».

Жаркое лето. Только, что прошел дождь. Дети осторожно ступают около воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом расшалились, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им весело.

«Танец радости»

Дети встают в круг, берут за руки, затем все вместе скачут, как радостные воробушки в солнечную погоду подставляют бока солнышку как радостные котята, а потом прыгают как радостные ребята на солнечной прогулке.

«Закат».

Теплый летний вечер, берег моря, море спокойное, ласково шуршат волны, все сидят на берегу и смотрят, как заходит солнце.

«Чудо».

Дети неожиданно оказались на чудо-острове «Удивление». На этом острове - самые удивительные в мире фонтаны. Дети переходят от фонтана к фонтану и удивляются необычному зрелищу.

«Лисенок».

Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко. Выразительные движения: поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить эти движения несколько раз. Имитировать встряхивание с ног воображаемой воды.

«Цветок» (этюд на выражение радости).

Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку вслед за солнцем.

«После дождя» (этюд на выражение радости).

Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.

«Собачка принюхивается» (этюд на выражение интереса).

Охотничья собака, увидев дичь, моментально застыла в напряженной позе. Она внимательно всматривалась в добычу, готовясь, бросится вперед.

«Царевна-Лягушка» (Этюд на выражение гордости).

Ведущий читает отрывок, где Елена Прекрасная величаво и гордо, словно пава танцует. Дети под музыку стараются показать танец царевны.

«Ой, ой, живот болит!» (этюд на выражение страдания).

У мальчика внезапно заболел живот, он страдает (поникшая голова, сведены брови, опущены уголки рта, руки на животе).

«Гневная гиена» (этюд на выражение гнева).

Гиена стоит у одинокой пальмы. В листьях пальмы прячется обезьяна. Гиена ждет, когда обезьяна, обессилив от голода и жажды, спрыгнет на землю. Тогда она ее съест. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

«Провинился».

Мальчик разбил вазу. Мама его ругает. Он понимает, что провинился, поэтому стоит, опустив голову.

«Стыдно».

Коля сломал переключатель у телевизора. Он боится, что мама его накажет, поэтому сваливает вину на младшего брата. Брата наказали. Старшему брату стыдно.

«Лисенок» (этюд на выражение страха).

Лисенок увидел на берегу реки свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.

«Один дома».

Мальчик остался один. Он непрерывно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь. Вдруг в комнате кто-то притаился? Что тогда?

«Передай по кругу».

У пражнение направлено на формирование сплоченности и развития мимики и пантомимики. Для повышения концентрации внимания в процессе игры используется музыка адажио как фон. В этом упражнении также может быть использована спокойная музыка с включением звуков природы.

Ход упражнения. Детям предлагается невербально (пантомимикой и мимикой) передать соседу рядом - горячую картошку, ледышку, бабочку, котенка, ежика.

Используемая музыка. Chanson Pour Milan – Cruyff Adie, T.H.I.M.P. orchestra, SAXAPHONE.

«Чувства на сцене».

Упражнение аналогично упражнению «Гнев на сцене», только ролей у подростков может быть столько, сколько чувств. Лучше это упражнение, как и предыдущее, сделать систематически повторяющимся. То есть, игра направлена на актуальные, собственные эмоции ребенка. Упражнение способствует расширению представления ребенка об эмоциях, развитию эмпатии и рефлексивных навыков. В ходе упражнения происходит развитие мимики и пантомимики, а также познание и принятие своих положительных и отрицательных качеств. Основным отличием от предыдущего упражнения является то, что это упражнение выполняется в тех случаях, когда ребенок действительно испытывает какие-то эмоции.

Например, когда ребенок радуется или грустит, целесообразно предложить ему рассказать и изобразить, как выглядела бы его радость или грусть на сцене. Вместо драматизации своего эмоционального состояния ребенку можно предложить выразить свою эмоцию танцем.

Ход упражнения. В начале упражнения подросткам предлагается совместно подобрать музыкальный отрывок, который соответствовал бы актуальному эмоциональному состоянию ребенка. Совместно с психологом подросток дает определение эмоции, передаваемой музыкальными средствами.

Подростку предлагается стать актером или танцором и изобразить свою эмоцию на сцене, выразительно двигаясь и произнося реплики, которые ему хотелось бы в данный момент произнести, и с такой громкостью и интонациями, как он считают нужным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: