Чтение сказки и последующее обсуждение
Возможно использование народных, авторских сказок, мифов. Психолог сам может составить сказку, затрагивающую проблемную ситуацию ребенка. Сюжетная линия сказки должна соответствовать интересам, интеллектуальному уровню ребенка и включать в себя действующих лиц конфликта, в метафорической форме напоминая реальную. Сказка должна подводить к кульминации (кризисной ситуации) и через испытания (где герой пробует ряд решений) подходить к развязке (в которой герой находит выход). Психолог в процессе обсуждения может помочь ребенку выделить проблемную зону героя («Что герой учится делать в сказке») и ресурсную зону героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства») (Колошина Т.Ю., 2006).
После прочтения сказки можно предложить ребенку ответить на ряд вопросов:
· О чем эта сказка?
· Кто из героев больше всего нравится и почему
· Почему герой совершил те или иные поступки
· Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?
|
|
· Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?
· Как герой относится к миру.
· Что получает герой в награду
· Какие переживания вызывает герой.
Рассказывание сказки.
Прием помогает проработать развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе детей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в
сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса,
Баба Яга или Карлсон (Колошина Т.Ю., 2006).
3. Переписывание сказки.
Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позволяет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки (Соколов Д.Н.1996)