Техники работы со сказкой

Чтение сказки и последующее обсуждение

Возможно использование народных, авторских сказок, мифов. Психолог сам может составить сказку, затрагивающую проблемную ситуацию ребенка. Сюжетная линия сказки должна соответ­ствовать интересам, интеллектуальному уровню ребен­ка и включать в себя действующих лиц конфликта, в метафориче­ской форме напоминая реальную. Сказка должна подводить к кульминации (кризисной ситуации) и через испытания (где герой пробует ряд решений) подходить к раз­вязке (в которой герой находит выход). Психолог в процессе обсуждения может помочь ребенку выделить проблемную зону героя («Что герой учится делать в сказке») и ресурсную зону героя («Что герой умеет, в чем его сила и достоинства») (Колошина Т.Ю., 2006).

После прочтения сказки можно предложить ребенку ответить на ряд вопросов:

· О чем эта сказка?

· Кто из героев больше всего нравит­ся и почему

· Почему герой совершил те или иные поступки

· Что произошло бы с героями, если бы они не совершили тех поступков, которые описаны в сказке?

· Что было бы, если бы в сказке были только хорошие или только плохие герои?

· Как герой относится к миру.

· Что получает герой в награду

· Какие переживания вызывает герой.

Рассказывание сказки.

Прием помогает проработать раз­витие фантазии, воображения, способности к децентрированию. Процедура заключается в следующем: ребенку или группе де­тей предлагается рассказать сказку от первого или от третьего лица. Можно предложить ребенку рассказать сказку от имени других действующих лиц, участвующих или не участвующих в
сказке. Например, как сказку о Колобке рассказала бы Лиса,
Баба Яга или Карлсон (Колошина Т.Ю., 2006).

3. Переписывание сказки.

Переписывание и дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку, подростку или взрослому чем-то не нравится сюжет, некоторый поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный ди­агностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые персонажи, клиент сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию по­ворот и находит тот вариант решения ситуаций, который позво­ляет освободиться ему от внутреннего напряжения - в этом зак­лючается психокоррекционный смысл переписывания сказки (Соколов Д.Н.1996)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: