Педагогические цели и принципы

Цели профессионального образования определяются социально-экономическими зада­ча­ми, стоящими перед современным общест­вом. Профессиональное образование нацелено на формирование готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста, на его самоопределение в профессиональной деятельности. Целевая направленность профессионального обучения, таким образом, определяется теми ведущими функциями, которые выполняет профессиональное образование в целостной системе непрерывного образования.

Процесс целеполагания рассматривают как сложную, системную деятельность педагога профессионального обучения по выстраиванию целой иерархии целей: от наиболее обобщенных – государственных, общественных, профессиональных, личностных – к целям конкретной дисциплины.

Таким образом, цели профессионального обучения на разных уровнях должны задаваться и определяться конечными результатами. Цели обучения в профессиональном учебном заведении выстраиваются на основе модели специалиста как обобщенной характеристики, включающей в себя определенный объем и структуру профессиональных, психофизиологических и социально-психологических качеств, знаний и умений, которыми должен овладеть выпускник как профессионал и член общества. Построение модели, с точки зрения теории готовности, может рассматриваться в трех аспектах: личностном, функциональном (деятельностном) и социальном. Таким образом, целеполагание на уровне моделирования включает три этапа:

- построение модели будущей профессиональной деятельности (описание видов, сферы, структуры и т.д.);

- выявление модели психофизиологических и психических особенностей, характерных для профессионала в данной профессиональной деятельности;

- определение модели личности профессионала, в которую включаются личностные и профессионально важные качества и качества работника.

Любой из создаваемых педагогических процессов в профессиональном учебном заведении имеет свою цель. Они создаются и на уроке, и во внеучебной деятельности, и каждый из них имеет свою цель. Имеет цель и вся совокупность педагогических процессов в профессиональном учебном заведении. С цели начинается любой педпроцесс (рис.22).


Принципы

Содержание

Методы ЦЕЛЬ

Средства

Формы

Рис. 22. Цель и ее место в педпроцессе

Педагогическая цель - это предвидение педагогом и учащимися результатов их взаимодействия в форме обобщенных мысленных образований.

Цель педагога - это цель преподавания. Педагог совершает определенные действия по ее постановке: вычленяет, анализирует, формулирует, принимает. Педагог тратит на это немало времени и усилий, но затем, руководствуясь целью, действует увереннее; отбирает все другие компоненты педагогического процесса и вовлекает в него учащихся.

Цели учащихся - это цели учения. Каждый учащийся с разной степенью точности, полноты и осознанности прогнозирует свои цели на уроке: научиться профессиональным действиям, научиться выполнять операцию лучше,чем другие, быстро выполнить задание педагога, но могут быть и цели, противоположные первым: выполнить задание, чтобы не наказывали, «отбыть» урок, получить оценку «пять», «увильнуть» от работы и т.д.

Цели учащихся могут соответствовать целям педагога, а могут и расходиться с ними. В педагогическом процессе возникает взаимодействие целей. Каждая сторона старается достичь своей цели. Педагогу в этих условиях предстоит выявить противоречие целей и найти способы их сближения. Только в этом случае возможен эффективный педагогический процесс.

Для того, чтобы осознанно ставить цели и использовать их при построении педагогического процесса, надо знать их строение, виды целей, применяемых в педагогике, и методику целеполагания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: