Цели подчинены все остальные компоненты, она является системообразующим (определяющим) компонентом

Цели педагогического процесса определяются структурой общественного опыта, который должен быть усвоен учащимися.Таким образом, выделяюттри группы целей.

Цели обучения - формирование знаний, умений и навыков, то есть формирование сознания и поведения. Примером таких целей могут быть следующие; сформировать у учащихся знания о работе электродвигателя; познакомить учащихся с устройством аккумулятора.

Цели воспитательные – формирование эмоционально-личностных отношений к самым различным сторонам жизни: обществу, труду, профессии, учебному заведению, уроку, предмету, родителям, к самому себе, природе, искусству, а также формирование таких личностных качеств, как коллективизм, патриотизм, интернационализм, гуманизм и др. (то есть имеющие общественную направленность). Для этого необходимо развивать у учащихся мотивационно-ориентационную основу их деятельности, то есть формировать у учащихся потребности в учении, а также интересы, склонности, мировоззрение, намерения к овладению общественным опытом. То же самое можно сказать и о формировании положительного отношения к будущей профессиональной деятельности. Примером могут служить следующие цели: сформировать у учащихся интерес к профессии строителя; формирование у учащихся диалектического мировоззрения и др.

Цели развивающие – формирование познавательных процессов через ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, направленные на развитие творческих способностей, задатков учащихся, а также умений их реализовать. В ходе реализации данных целей развиваются внимание, память, мышление, воля, а также самостоятельность, усидчивость, аккуратность учащихся. Примером таких целей могут быть: формирование у учащихся умений самостоятельно решать задачи; развитие у учащихся мышления и др.

Структура цели постоянна, она определяется ее алгоритмом. Любая цель состоит из целевого объекта, целевого предмета и целевого действия (рис.23).

Рис. 23. Структура цели

Целевое действие обозначает конкретное действие педагога, которое он совершает для развития целевого предмета.

Целевой объект - это человек в разных ролевых позициях (учащийся, студент и т.п.).

Целевой предмет - это та сторона личности ученика (его опыт, направленность, качества), которая должна быть преобразована в ходе педагогического процесса.

В зависимости от области деятельности учащихся педагогические цели делят следующим образом.

1. Для теоретического обучения доминирующей является гностическая (от греч. qnösis – знание, познание) цель.

2. Для практического обучения доминирующей является психомоторная цель.

3. Воспитание относится к аффективной (от лат. affectus – духовное волнение, страдать) области деятельности учащихся.

Цели в когнитивной области соотносятся с уровнем усвоения учебного материала: знанием, пониманием, применением, анализом, синтезом, оценкой.

Цели в психомоторной области соотносятся со следующими уровнями усвоения учебного материала: восприятие, диспозиция (мысленный и эмоциональный настрой), управляемая деятельность (т.е. под руководством педагога), автоматизация деятельности.

В аффективной области цели соотносятся с уровнями эмоционально-личностного отношения к явлениям окружающего мира: восприятие, реагирование, освоение ценностных ориентаций (отношение к различным объектам, явлениям и видам деятельности), формирование ценностных ориентаций, распространение ценностных ориентаций или их комплекса на деятельность (т.е. когда ценностные ориентации определяют поведение индивида).

Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достичь поставленных целей.

Если педагогические закономерности говорят о том, как протекает педагогический процесс, то принципы дают знание о том, как его строить. Поэтому рассмотренные ранее педагогические закономерности могут быть трансформированы в педагогические принципы. Рассмотрим принципы как общепедагогические, так и профессиональные (рис.24).

 
 


Содержание

Метод Принципы

Средства

Формы

Рис. 24. Принципы и их место в педпроцесее

В основу классификации общепедагогических принципов положим факторы, определяющие эффективность воспитательных отношений. К таким факторам относятся: воспитанник, педагогический процесс и связь педагогического процесса со средой (рис. 25).


 
 


Рис. 25. Система общепедагогических принципов

К первой группе относятся принципы, вытекающие из особенностей человека как главного объекта педагогики, ко второй – наиболее общие требования непосредственно к самому педагогическому процессу, к третьей – наиболее общие требования, определяющие связь педпроцесса со средой.

Принцип природосообразности означает, что строить педагогический процесс необходимо с учетом природы воспитанника, т.е. его состояния здоровья; физического, физиологического, психологического и социального развития, возрастных и индивидуальных особенностей.

Принцип гуманизации* педагогического процесса состоит в очеловечивании отношений учащихся между собой и с педагогами, в приоритетах человеческих ценностей над технократическими, производственными, экономическими, административными. Данный принцип направлен на развитие у учащихся высоких нравственных качеств, уважения к личности воспитанника и опирается на его положительные стороны и качества.

Принцип целостности (технологичности) педагогического процесса означает необходимость единства и относительной завершенности всех входящих в него компонентов и факторов. Суть его в реализации такой педагогической закономерности, как технологичность педагогического процесса. Построение педагогического процесса согласно данному принципу должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов; единство обучения и воспитания; единство преподавания и учения; единство обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания; единство теории и практики; системности и последовательности организации педагогического процесса; компьютеризации и информатизации; принцип оптимизации и др.

Принцип демократизации состоит в представлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения. Реализация этого принципа происходит в условиях наличия открытого социального контроля со стороны общественности и родителей, высокого информационного обеспечения, взаимного уважения педагогов и учащихся. В то же время представление больших свобод требует и более высокой ответственности за совершаемые действия.

Принцип культуросообразности предполагает максимально использовать в педагогическом процессе культуру той среды, в которой находится конкретное учебное заведение, понимание того, что воспитание и обучение являются составной частью культуры общества, а также единства национального и межнационального.

Принцип единства и непротиворечивости действий учебного заведения, семьи, общества (в том числе производства, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры). Данный принцип направлен на организацию комплексного педагогического процесса, ликвидацию противоречий в нем и дублирования в действиях всех сфер жизнедеятельности учащегося.

Принцип единства индивидуального и коллективного. Он позволяет педагогу использовать различные подходы, методы и средства, начиная от индивидуальных и кончая коллективными.

Принципы профессионального обучения, находясь в тесной взаимосвязи с общепедагогическими принципами, все же имеют свои специфические особенности.

Классификацию принципов построим на основе выделения факторов, определяющих эффективность воспитательных отношений, характерных для теоретического и практического обучения. К рассматриваемым факторам относятся следующие: учащийся; педагогический процесс как взаимодействие педагог - техника - учащийся; педагогический процесс как взаимодействие педагог - учащийся; связь педагогического процесса со средой.

Первая группа принципов характеризует реализацию личностно-ориентированной стратегии профессионального образования, которая основывается на гуманистических ценностях. Основная особенность данной стратегии заключается в использовании потенциала личности, инициирующего ее саморазвитие. Учитывая, что для формирования готовности к профессиональной деятельности мастера профессионального обучения имеет большое значение самостоятельность в выполнении практических заданий в педагогическом процессе, мы выделяем принцип развития самостоятельности личности.

Принцип развития самостоятельности личности отражает такую закономерность, как включение учащегося в активную деятельность, которая может быть осуществлена при наличии развитости такого качества, как самостоятельность. Принцип развития самостоятельности личности впервые был выдвинут применительно к учебному труду К.Д. Ушинским. Он утверждал, что главная задача наставника заключается в том, чтобы развить самостоятельность ученика в учении. Самостоятельность личности - это такая деятельность человека, которая обеспечивает ему свободу выбора решений, носит творческий характер, реализует его инициативы, выполняется самостоятельно на основе мастерства, приобретенного в процессе обучения.

Построение педагогического процесса будет более эффективным, если учащиеся имеют устойчивые мотивы не только к учению, но и к будущей профессиональной деятельности. Следовательно, развитие мотивации через интерес, склонности и намерения к профессиональной деятельности будет являться основанием научного построения процесса формирования готовности к профессиональной деятельности будущего специалиста. Педагог, выступая внешним мотиватором, в данном случае реализует принцип мотивации учения к профессиональной деятельности.

Суть данного принципа заключается в том, чтобы развивать потребности и мотивы личности будущего специалиста, ориентированные на профессиональную деятельность. Согласно принципу мотивации учения к профессионально-педагогической деятельности, воспитательные отношения в процессе формирования будущего специалиста следует строить с учетом уже существующих у учащихся внутренних мотивов к учению и будущей профессиональной деятельности.

Вторая группа принципов – это требования, связанные непосредственно с процессом формирования будущего специалиста. К ним относятся следующие: принцип профессиональной направленности; принцип соединения обучения с производительным трудом; принцип профессиональной мобильности; принцип социального партнерства; принцип политехнизма.

Принцип профессиональной направленности регулирует соотношение общего и профессионального образования при одновременном изучении основ наук и профессиональных дисциплин; указывает один из путей установления связи теории с практикой, с профессиональной деятельностью; нацеливает на формирование профессиональной направленности личности как ее важнейшего свойства.

Данный принцип в условиях профессионального образовательного учреждения позволяет произвести установление взаимосвязи профессионального и общего образования как целостной системы.

Для выражения основной идеи принципа и его практического применения можно сформулировать следующие требования:

– формирование у обучающихся системы понятий на основе единого подхода к организации усвоения знаний, приемов и способов их усвоения по основам наук;

– формирование у обучающихся научно обоснованных представлений о генетической взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, орудий, процесса и результата труда в соответствующей отрасли производства;

– формирование у обучающихся научно обоснованных представлений о целостной системе подготовки специалистов, включающей цели, принципы, содержание, методы, средства и формы;

– усиление связи теоретического и практического обучения, развитие технического мышления;

– формирование ценностных ориентации и убеждений, характерных для профессии или специальности.

Процесс профессиональной подготовки происходит более эффективно, если теоретическое обучения соединено с производительным трудом учащихся. Связь теории с практикой является общепедагогическим принципом, но в профессиональной подготовке он имеет еще и другой смысл, так как объединяет теоретическую и практическую готовность к будущей профессиональной деятельности.

Осуществление данного принципа зависит от соблюдения следующих условий:

– теоретические знания должны быть опережающими и проверяться на практических занятиях;

– в любом трудовом процессе должны синтезироваться знания и умения по различным отраслям науки;

– для эффективной реализации отраслевой подготовки необходимо осуществлять синтез отраслевых знаний и синтез по видам производств;

– интеграцию содержания обучения следует осуществлять в двух направлениях: по вертикали - объединение профессиональных знаний и умений в пределах единого предмета и по горизонтали - взаимосвязь специальных знаний и умений;

– процесс профессиональной подготовки необходимо осуществлять, используямоделирование профессиональной деятельности в учебном процессе.

Под моделированием профессиональной деятельности в учебном процессе будем понимать выявление типовых задач, с которыми будущий специалист или рабочий сталкивается, выполняя основные виды своей деятельности на производстве.

Принцип профессиональной мобильности предусматривает способность будущего рабочего, специалиста более быстро осваивать отраслевые технологии, новые отраслевые специализации, воспитание потребности постоянно повышать свое образование и квалификацию.

Имея высокий уровень общетеоретической и производственной подготовки учащийся активно совершенствует свои знания, умения и навыки, осуществляет творческий подход к своей деятельности, расширяет свой профессиональный кругозор, осмысливает и решает те проблемы, которые имеет в своей профессиональной деятельности. Поэтому реализация данного принципа позволяет учитывать не только то, что знает и умеет будущий профессионал сегодня, но и то, что он сможет и сумеет сделать завтра. Это будет способствовать достижению целей формирования готовности не только в части знаний, умений и навыков, но также и мотивов, потребностей, профессионального мировоззрения, необходимых профессионально важных качеств личности и намерений.

Подготовку будущего специалиста необходимо осуществлять согласно принципу политехнизма, т.е. освоению таких знаний, умений и навыков, которые позволяют, с одной стороны, разбираться в технике и технологии производства в целом, хорошо ориентироваться во всей системе производств, а с другой стороны, успешно выполнять работу в различных конкретных производственных ситуациях (отраслях).

Данный принцип помогает в подготовке специалистов, рабочих, широко эрудированных в области промышленных технологий не только своего, но и любого другого, особенно, смежного производства.

Третья группа принципов – это требования, непосредственно относящиеся к организации педагогического процесса как взаимодействия педагога и учащихся.

Подготовка будущего специалиста должна быть построена с учетом принципа целостности (технологизации) педагогического процесса.

Принцип целостности (технологизации) процесса подготовки к профессиональной деятельности является всеобщим принципом организации целостного учебно-воспитательного процесса. Согласно данному принципу все действия педагога профессионального обучения должны быть подчинены реализации целей профессионального обучения и воспитания. Организуя производительный труд учащихся, проводя внеклассную воспитательную работу, педагог профессионального обучения должен последовательно и решительно добиваться стимулирования и формирования у них тех духовных, социальных, нравственных и физических качеств, которые вместе составляют своеобразную программу развития личности современного труженика и гражданина. Данный принцип нацеливает, прежде всего, на то, что «человек не воспитывается и не обучается по частям», а формируется как цельная личность.

Данный принцип означает необходимость единства и относительной завершенности всех входящих в процесс профессиональной подготовки компонентов и факторов. Суть его в реализации такой закономерности, как технологичность педагогического процесса. Построение процесса профессиональной подготовки согласно данному принципу должно опираться на научность и достоверность всех его компонентов, единства обучения и воспитания, единства преподавания и учения, единства обучения и самообучения, воспитания и самовоспитания, системности и последовательности организации процесса, оптимизации процесса в целом.

Для производственного обучения принцип целостности реализуется как единство воспитания, обучения и развития; систематичность и последовательность в формировании профессиональных умений и навыков; сознательность и активность личности; доступность и наглядность обучения.

Четвертая группа принципов - это наиболее общие требования к тому, какими должны быть отношения процесса формирования специалиста с внешней средой. Здесь выделяются традиционные общепедагогические принципы: культуросообразности; единства индивидуального и коллективного; а также принципы создания профессиональной образовательной среды, социального партнертсва и экономической целесообразности.

Профессиональная подготовка будущего специалиста, рабочего должна осуществляться с учетом создания профессиональной образовательной среды, что предполагает, прежде всего, создание в учебном заведении учебно-материальной базы производственного обучения и дидактических средств обучения, соответствующих техническим, технологическим, эргономическим, экономическим, педагогическим, санитарно-гигиеническим, экологическим требованиям безопасности труда и охраны здоровья учащихся.

Создание благоприятной образовательной среды требует разработки и реализации системы социальных и психолого-педагогических мер в целях управления этим процессом:

– создание нормальных условий труда, оказывающих благоприятное психологическое и эстетическое влияние на учащихся (режим труда и отдыха, условия стимулирования, психологический климат, качество оборудования и т.д.);

– педагогическая оптимизация управленческих воздействий (их целесообразность, согласованность, компетентность, учет педагогических последствий).

Согласно данному принципу будущий специалист (рабочий) включается в различные отношения: социальные, нравственные, эстетические и другие, характерные не только для его общей подготовки, но и для будущей профессиональной деятельности. В ходе этих отношений, которые многократно повторяются и упрочиваются, формируются соответствующие личностные качества, как закрепившиеся отношения определяют устойчивость поведения в будущей профессиональной среде.

Принцип социального партнерства в процессе профессионального обучения подразумевает сотрудничество образовательного учреждения (в том числе и отдельного педагога) с различными внешними и внутренними структурами, которые оптимизируют процесс обучения.

Принцип социального партнерства при подготовке будущего специалиста предполагает конструктивное использование в профессиональном обучении и воспитании взаимодействие профессионального образовательного учреждения с внешней средой в новых социально-экономических условиях развития общества. В процессе взаимодействия с социальными партнерами складываются новые подходы к профессиональному ориентированию студентов, управление их карьерным ростом, что становится действенным средством повышения мотивации, а значит, качества и эффективности профессиональной подготовки.

Процесс профессионального обучения способен развиваться только как открытая система во взаимосвязи и с учетом различных факторов.

Принцип экономической целесообразности определяет необходимость планирования, подготовки в учебных заведениях рабочих и специалистов по профессиям с учетом их востребованности на рынке труда. В связи с этим возникает проблема организационно-правового регулирования отношений между участниками образовательного процесса и предприятиями-заказчиками на основе заключения договоров о подготовке рабочих кадров. Учебно-производительный труд учащихся должен стимулироваться в зависимости от его количества и качества, особенно в период производственной практики, когда учащиеся принимают участие в выполнении производственных заданий наряду с квалифицированными рабочими. Это стимулирует овладение учащимися передовыми приемами и способами труда, активные поиски путей повышения его производительности, стремление к овладению профессиональным мастерством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: