Ньютоно-картезианская парадигма науки

Великий И. Ньютон (1643-1727) с позиций механистической физики объяснил большой объем-эмпирического материала, который был накоплен человечеством к тому времени. В основе всех физических явлений, по его представлениям, лежат фундаментальные закономерности, а события и процессы жестко определены причинно-следственными связями и отношениями. Они выражают сущность взаимодействия материальных явлений и могут быть представлены в виде законов. Движение, пространство, время, материя становятся базовыми доминантами парадигмы науки. Зная точное расположение тел, их начальные и конечные координаты, можно определять и любое поведение тела, его нахождение в прошлом и будущем. В данном случае механистическая диалектика выдвигает на первое место примат познающего разума. И с этой верой формируется механическое мировоззрение практически во всех областях знания, в том числе и социально-педагогического.

Таким образом, базисные принципы ньютоно-картезианской науки сводятся к следующим основным положениям: объективное существование материи; трехмерность пространства; направленность времени в одном направлении, от прошлого в будущее; наличие линейной зависимости между объектами и процессами, имеющими причинно-следственные связи и отношения; детерминированность объяснений, наличие фундаментальных закономерностей.

Научная парадигма новой реальности.

Важным этапом парадигмы современной науки явились открытия "новой физики": квантовая теория Планка, теория относительности Эйнштейна, принцип дополнительности Бора, принцип неопределенности Гейзенберга, волновая механика Шредингера.

Эти открытия привели к новому пониманию реальности: Вселенная представляет собой не набор отдельных детерминированных частей, а, скорее, сеть динамических объектов и связей внутри единого целого. Мир состоит не из вещей, а из взаимодействий. Определенными свойствами обладают взаимодействия, а не независимо существующие объекты. Согласно теории относительности А. Эйнштейна, пространство и время не существуют как независимые реальности, а образуют четырехмерный континуум "пространство-время". Время и пространство не абсолютны, а могут претерпевать изменения. В присутствии объектов с большой массой пространство может искривляться, а время изменяться в большом темпе. В этой связи научное сознание отходит от принципов точной детерминации и переходит к принципам вероятностного описания. Физика новой реальности заменяет механические универсальные, постоянные (пространство и время) на скорость света и постоянную Планка. Эти новые универсальные постоянные полностью отвергают принцип объективности, так как восприятие реальности зависит от позиции наблюдателя, что приводит к невозможности описания явлений и процессов с единой точки зрения. Принцип локальной причинности раскрывает один из научных парадоксов. Открытие явления - объективный процесс; но физическая реальность, которую мы описываем сегодня, является временной. Она охватывает законы и события, достоверности и вероятности.

Перед социальной педагогикой в связи с парадигмой новой реальности стоят следующие наиболее важные вопросы:

1. Какие основные позиции занимает социальная педагогика в системе парадигмы науки на рубеже третьего тысячелетия?

2. Как соотношение "рубежа веков" науки и культурно-исторического рубежа определяет логику процессов социальной педагогики?

3. Какие системные, характеристики приобрела парадигма знания социальной педагогики?

4. Что в социальной педагогике включают базовые понятия?

5. Что является объектом социальной педагогики и каковы границы ее теории познания?

6. Куда будет направлено дальнейшее развитие социальной педагогики?

7. Что будет представлять собой социальная педагогика в XXI веке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: