Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там. где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями. История финансов свидетельствует, что бюджет не является институтом, присущим государству на всех стадиях его развития. Бюджет появляется не тогда, когда государство производит расходы и добывает необходимые для этого средства, а когда оно в своей финансовой деятельности составляет смету доходов и расходов на определенный период.
На начальных этапах своего развития государство имело возможности значительную часть своих расходов покрывать за счет даней, контрибуций, рабского труда, поступлений от государственных хозяйств. Однако как расходы, так и доходы государства носили стихийный характер, пополнялись по мере потребностей. С развитием товарно-денежных отношений, а вслед за ними - и государственных институтов, расширяются функции государства. Государство начинает осуществлять созидательные функции: стоить города, дороги, оказывать поддержку неимущим гражданам. В этих условиях появляется необходимость (и возможность) покрывать растущие потребности государства денежными сборами, налогами, торговыми пошлинами. Это приводит к тому, что начинают составляться разрозненные сметы затрат и доходов, которые впоследствии обретают форму объединенных государственных ресурсов - государственного бюджета. Первые бюджеты начали составляться в Англии в конце XVII в., а к концу XVIII в. практически все государства Европы имели собственные плановые сметы доходов и расходов казны на текущий год.
|
|
Таким образом, бюджет имеет все признаки, присущие экономической категории, а также выражает совокупность определенных экономических отношений.
Государственный бюджеткак экономическая категория представляeт собой совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Экономические отношения - главный сущностный признак бюджета, который раскрывает его природу и значимость в воспроизводственных процессах. Бюджет также можно определить как основной финансовый план централизованных государственных доходов и расходов. Существенный признак бюджета - его плановость. Это план управления финансовыми ресурсами на очередной период, программа государственного развития. Материальное воплощение бюджет обретает в реальном процессе поступления и использования централизованного фонда денежных средств на общегосударственные нужды. Конкретная величина бюджетных фондов зависит от ряда факторов: уровня развития экономики, типа государства, приоритетов внутреннего и внешнего развития, национальных особенностей и др.
|
|
Государственный бюджет имеет четыре основных признака:
1. он является политическим инструментом, посредством которого ограниченные ресурсы общества распределяются между экономической и социальной сферой.
2. бюджет есть инструмент администрирования и управления. Специфическими средствами органы управления используют бюджет для обеспечения финансирования государственных программ, определения размеров выделяемых на них средств.
3. бюджет есть экономический инструмент, способствующий экономическому росту и развитию. На государственном и региональном уровнях бюджет выступает в роли распорядителя доходов, стимулирования экономики, достижения полной занятости, ограничения инфляции.
4. бюджет есть инструмент учета и контроля, посредством которого проверяется насколько аппарат управления осуществляет контроль над доходами и расходами.
Роль бюджетавыражается в том, что он является важнейшим рычагом воздействия на ход общественного воспроизводства и стимулирования экономического роста. Путем изменения уровня государстве доходов и расходов правительства могут осознано изменять объем совокупного спроса (величину потребительских и инвестиционных расходов) и тем caмым влиять на колебания экономической конъюнктуры. В с этим различают экспансивную (расширительную) и рестриктивную (ограничительную) бюджетные политики. Первая выражается в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения, что позволяет преодолевать экономические кризисы и ускорять экономический рост. Вторая означает уменьшение расходов и повышении налогов, что позволять ослабить инфляцию и нормализовать хозяйственную конъюнктуру. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода, национального богатства. Основные каналы распределения национального дохода через государственный бюджет следующие:
- между сферами производства товаров и услуг;
- между трудоспособными и нетрудоспособными гражданами;
- между отдельными отраслями национальной экономики и сферами общественной деятельности;
- между отдельными регионами государства.
Сущность бюджета реализуется через его функции:мобилизацию денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения государственных потребностей, а также контроль за своевременностью и полнотой поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства, эффективностью их использования.
Для выполнения своих функций государственному бюджету требуется разветвленная сетьзвеньев, которая обеспечила бы ему концентрацию денежных средств и финансирование программ и мероприятий на различных уровнях управления.