Внешнее самооформление

Внешнее самооформление — прическу, макияж, одежду, обувь — можно рассматривать как своеобразную форму лично­стной экспрессии. Оно играет не последнюю роль в создании общего впечатления об специалисте. Визуальная привлекатель­ность, обаяние облегчают установление эмоциональных кон­тактов с клиентами, негативное восприятие создает психологиче­ский барьер, затрудняя общение.

О серьезной значимости затрагиваемой проблемы говорит выделение в последнее десятилетие особой отрасли знаний — имиджиологии, изучающей закономерности формирования у окружающих образа человека в единстве внутренних и внеш­них проявлений — стиля деятельности и общения, костюма и украшений. Обрели популярность новые профессии имидж­мейкера и визажиста, знатоков искусства оформления внешно­сти, совершенствования манер поведения. Сегодня без кон­сультаций с ними не обходится не только звезда кино и эстра­ды, но и политик, бизнесмен, т.е. тот, кто серьезно озабочен производимым впечатлением. Вероятно, определенная инфор­мированность в вопросах имиджиологии необходима и социальному работнику, чтобы более осознанно и многосторонне подходить к са­мовыражению.

Затрагивая вопросы профессиональной имиджиологии социального работника, мы бу­дем опираться на данные социологического опроса. Самооформление специалиста воспринимается в единстве с его характером, стилем общения, профессиональным мастерством.

На вопрос о том, что может раздражать во внешности, многие отметили не только погрешно­сти костюма, безвкусицу, но и такие проявления, как злорадст­во, мстительность, бездушие, сухость, жестокость, бестакт­ность, самоуверенность и т.п. Характерны такие мнения. "Дурной характер раздражает больше, чем безвкусица и даже некоторая небрежность". "Отполированная" внешность ничего не стоит, потому что прикрывает змеиную душу и слабые знания". "Имидж социального работника = знания+ум+характер+внешность".

Духовное обаяние некоторых социальных работников бывает столь велико, что клиенты, увлеченные общением с ними, не замечают детали их туалетов.

Сегодня не может идти речи о мелочной регламентации кос­тюма социального работника, о введении какой-то обязательной униформы вроде темных платьев с высоким воротом и казенных мундиров. По своему усмотрению он может выбрать любой стиль в одежде — спортивный, традиционный классический или женственный, романтический. Как и любой человек, современ­ный социальный работник имеет право на свободу самовыражения, оставать­ся в любой ситуации самим собой, придерживаться личных вкусовых предпочтений и в оформлении внешности. Однако в общении с клиентами, доминирующей функцией которого являет­ся социально-воспитательная, самовыражение специалиста неизбежно огра­ничивается определенными этическими и эстетическими рам­ками. Его прическа, украшения, покрой костюма оцениваются окружающими — клиентами и коллегами в первую очередь с функциональной точки зрения, соответствия ситуации общения.

Понятие функциональности делового костюма не однознач­но. Это не только удобство для того, кто его носит, но и пси­хологическая целесообразность для окружающих: не шокирует, не раздражает, настраивает на нужный лад, способствует формированию положительного имиджа. Нельзя сбрасывать со счета внушаемость некоторых клиентов, особенно детей, костюм наставник для многих из них — эталон для подражания.

Острие критики направлено не только на явные просчеты внешнего самооформления специалиста, например на не­умение гармонично сочетать цветовую гамму в одежде, выбрать подходящий галстук, брошь или серьги. Дорогое платье изы­сканного, модного силуэта, изящное украшение из драгоцен­ных камней, контрастируя со скромными костюмами клиентов, вызывают неоднозначную реакцию, в которой восхи­щение может сочетаться с внутренним протестом неуместным щегольством. В самооформлении социального работника, осознанно отно­сящегося к своему имиджу, достаточно зримо присутствует такт, соблюдение меры, умение посмотреть на себя глазами клиентов.

Вопросы для самоконтроля

1.Что такое невербальное общение?

2. Какую роль в профессиональном общении социального работника играет фонационные средства речи?

3. Какие элементы невербального поведения включает Кинесика?

4. В чем специфика использования мимических средств невербального общения?

5. От чего зависит дистанция в общении между партнерами?

6. Что относится к пантомимическим средствам общения?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: