double arrow

Проксемика


Плодотворность речевого общения обусловлена его про­странственной организацией. Сложилась особая отрасль пси­хологического знания — проксемика (от лат. proximus — бли­жайший), предметом которой является выявление закономер­ностей физического расположения коммуникантов по отношению друг к другу. Дистанция способна сближать и разъ­единять собеседников.

На характер общения влияют акустическое, визуальное, тактильное и обонятельное пространства. Акустическое про­странство ограничено расстоянием, позволяющим партнерам слышать друг друга, визуальное — видеть, тактильное — физи­чески ощущать и обонятельное — чувствовать запахи.

Окружающая среда имеет для человека не только физический, но и психологический смысл. Индивидуальное пространство по-разному понимается и ощущается жителями разных стран. Служебные помещения в США строят часто из стекла. Они просматриваются насквозь. Американцы привыкли быть на виду у коллег, у прохожих. Они «гово­рят», таким образом, что им нечего скрывать, что они не бездельничают, а сообща занимаются общим делом. Европейцы (особенно немцы) в такой обстановке работать не могут. Подобные здания они называют «фабриками неврозов». Они выполняют свои обязанности в закрытых кабине­тах. Даже распахнутая дверь в их понимании говорит о беспорядке. Соответственно, те и другие успешно работают толь­ко в привычной обстановке.

При совместных действиях люди размещаются на террито­риях, которые занимают относительно постоянное место, и личных пространствах, которые перемещаются вместе с людь­ми. Центр личного пространства — тело человека.

Определенные правила соблюдаются и при сохранении личного пространства. Американец Э. Холл впервые выявил и описал дистанции, на которых располагаются беседующие друг с другом американцы. Интимная дистанция — 45 см. Ближе могут подходить друг к другу только близкие люди. На­рушение интимной дистанции посторонним человеком или даже знакомым вызывает неприязнь к нему, отбивает желание продолжать общение. Дружеская дистанция от 45 до 120 см характерна для общения знакомых людей. Официальная дис­танция, расстояние между начальником и подчиненным или между незнакомыми людьми от 120 до 400 см. И, наконец, публичная дистанция, расстояние, например, между лектором и аудиторией от 400 до 750 см.

Однако предложение держаться от аудитории на такой дис­танции, по нашему мнению, неверно. Жизненный опыт и на­блюдения заставляют не принимать эту рекомендацию. Зачем ставить искусственные барьеры между собой и аудиторией, зачем подчеркивать, что говорящий и слушающие «чужие люди»? Располагаться на расстоянии 200—250 см от середины первого ряда нам кажется наиболее целесообразным.




Указанная дистанция между разговаривающими людь­ми обычно устанавливается непроизвольно. Если бестакт­ный человек нарушает эту дистанцию, осложняется взаи­мопонимание, трудно добиться желаемого результата в разговоре. В нашей стране нет такой жесткой зависимости между разговаривающими людьми, однако существуют единые правила, соблюдаемые в разных культурах. Увеличи­вается расстояние между людьми, если один из них значитель­но старше по возрасту или занимаемой должности. Расстояние между общающимися женщинами обычно меньше, чем между мужчинами; между родственниками меньше, чем между не­знакомыми людьми; значительно меньше между людьми одной национальности.

Быстрота установления контакта зависит от расстояния между работающими людьми. Если два человека работают на расстоянии 10 метров один от другого, то вероятность их контактов раз в неделю 8—9%, а если расстояние между ними 5 метров, то вероятность общения увеличивается до 25%.

Обычно люди избега­ют подходить друг к другу ближе, чем на расстояние вытянутой руки, ибо каждому свойственно чувство территориальной ав­тономии. Неоправданное приближение постороннего, как правило, вызывает настороженность, желание удлинить дистан­цию.

С педагогической точки зрения межличностное простран­ство можно рассматривать как средство повышения продук­тивности речевого общения, ибо оно связано со снятием за­щитных барьеров между специалистом и клиентом. По словам М. Черноушека, дистанции являются основными чертами со­циальных связей наряду с жестами, мимикой и языком.



Укорачивание или удлинение дистанции способно усилить или ослабить взаимодействие. Неоправданное удлинение рас­стояния между социальным работником и аудиторией, с которой он работает снижает воздейственную силу его слова. Однако не всегда приближение к клиенту и да­же тактильный контакт (поглаживание по голове, похлопыва­ние по плечу и т.п.) эмоционально сближает с ним. Воспита­тельный эффект такого рода внимания зависит от ха­рактера сложившихся межличностных отношений, возраста и индивидуальности клиента. Если младшие дети готовы в буквальном смысле слова "висеть" на любимом воспитателе, то, взрослея, они как бы утрачивают потребность в физическом контакте с ним. У подростков, юношей и девушек обостряется чувство пространственной автономии. Весьма из­бирательны к такесическим знакам внимания трудные дети. Если специалисту не удается их внутренне расположить к себе, то сокращение пространственных границ общения воспринимает­ся негативно, порой враждебно. Эмоциональное неприятие выражается в уклончивости или дерзости взгляда при при­ближении, нарастании психологической напряженности. Успех общения зависит не только от расстояния, но и от взаимного расположения людей.

Пространственная организация речевого общения предпола­гает учет ориентации, т.е. угла поворота собеседников друг к другу.

Все люди не любят сидеть и спать на стульях и кроватях, расположенных посредине помещения. Возможно, это идет от наших животных предков, которые не терпели свободного пространства за спиной и спали, например, прислонившись спиной к дереву или камню.

В диадном общении приняты следующие ориентиры: напротив, параллельно и под углом друг к другу. Если беседуют трое, то двоим удобнее сидеть напротив третьего. Группа из четырех делится на диады, сидящие визави. В диаде полемику ведут напротив, сотрудничают под углом, выполняют совмест­ную работу рядом. Круглый стол создает атмосферу равноцен­ности сидящих. При проведении дискуссии, тренинга целесообразно рас­саживание клиентов полукругом, так им удобнее видеть специалиста и друг друга. Подобная организация пространства стимулирует взаимное эмоциональное заражение и взаимопо­нимание. Невежливо во время разговора стоять к собеседнику боком или спиной.

За дружеским столом разговор обычно ведется между людь­ми, сидящими рядом. Но самая благоприятная позиция — уг­ловая. На углах обычно завязывается больше бесед. Наши на­блюдения показали, что специалисту целесообразно усаживать собеседника не прямо против себя, а под небольшим углом. В этом случае клиенту легче, несколько повернув голову, избежать прямого взгляда специалиста. Собе­седник чувствует себя спокойнее, увереннее.

Есть различия при расположении в помещении людей раз­ного пола. Мужчины стремятся занять положение прямо против собеседника, женщины несколько сбоку, под углом, ближе к женщинам, чем к мужчинам. Если в группе есть лидер, члены группы стремятся сесть против него, а не рядом, как принято считать.

Пол и рост человека играют определенную роль и при вы­боре дистанции, на которой целесообразно с ним разговари­вать. В нашем обществе принято считать, что мужчина должен быть выше женщины. Поэтому, разговаривая с высоким муж­чиной, клиентом, если специалист ниже, целесообразно под­ходить ближе к нему. А вот к малорослому собеседнику не следует подходить близко. Рослая воспитанница, которых сейчас немало, наоборот, стесняется своего высокого роста и невысо­кому мужчине близко подходить к ней не следует.

Не только место, но и время разговора оказывает влияние на его эффективность. Если человек возбуж­ден, взвинчен, торопится куда-то, то разговор о его поведении нужных результатов не даст. В таком случае лучше пригласить его к себе в другой раз, но не откладывать разговор надолго. Приглашая к себе, необходимо учитывать его резервы време­ни. Если во время разговора он будет думать о том, что опазды­вает на любимую телепередачу или на свидание, беседа ока­жется бесполезной.

Отсроченный разбор нарушения дисциплины, как прави­ло, эффективнее, чем разбор по горячим следам. При осужде­нии клиента необходимо хорошо чувствовать его психичес­кое состояние. Когда человек выслушивает замечание, его психическое состояние проходит пять стадий. Сначала это не­согласие с полученной оценкой; затем возмущение (нередко гневное); размышление и отчасти согласие с оценкой или час­тью ее; пассивное состояние или разочарование; наконец, со­гласие.

Если, например, вы сообщили человеку, что не­довольны его отношением к занятиям, то сценарий его поведе­ния может развиваться по следующей схеме. Сначала он не согласится с вашей оценкой. Затем рассердится и начнет искать причины, побудившие вас «придраться». Потом будет просить вас поговорить с такими-то людьми, кото­рые подтвердят, что он занимается и ведет себя неплохо. В дальнейшем успокоится и согласится с отдель­ными замечаниями. И только после этого объективно оце­нит полученное замечание.

Нерационально отстаивать свое мнение, ввязываться в спор на 1-й и 2-й стадиях, когда человек взволнован, разгне­ван, полностью не согласен с вами. Лучше провести беседу, отстоять свою позицию на 4-й или 5-й стадиях, когда объект вашего воздействия готов к этому и разговор, естественно, будет более плодотворным.

Доминантой пространственного поведения социального работника является бережное, осторожное отношение к личностному пространству каждого клиента, уважение его права на территориальную ав­тономию. Специалист, игнорирующий проксемические законо­мерности, может провоцировать у клиентов переживание стресса.

В структуру невербального поведения входят человеческие запахи — естественные и искусственные, выполняющие роль дополнительного индикатора культуры. Собеседника отталки­вают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к чесноку, луку, курению, злоупотреблению духа­ми, одеколоном.

Суммируя вышеизложенное об экспрессии невербального поведения социального работника, можно выделить следующие основные по­казатели, свидетельствующие о ее своеобразии и культуре:

· Интонация (разнообразная, монотонная, подвижная).

· Дикция (ясная, нечеткая).

· Темп речи (быстрый, медленный, умеренный).

· Регистр звучания голоса (высокий, низкий, средний).

· Сила голоса (сильный, слабый, умеренный).

· Тембр голоса (благозвучный, глухой, звонкий).

· Мимика (статичная, подвижная, выразительная).

· Контакт глаз (соблюдается, не соблюдается).

· Доминирующие физиогномические маски (улыбчивость, доброжелательность, хмурость, злобность).

· Жестикуляция (оживленная, сдержанная, избыточная, умеренная).

· Позы (расслабленные, напряженные, свободные, ско­ванные, естественные).

· Дистантность (соблюдение или нарушение проксемических закономерностей).

· Адекватность использованной экспрессии ситуации об­щения.

· Артистизм (эстетика манер, внешнего самооформле­ния).

· Национальные особенности.

В овладении экспрессивной культурой можно выделить следующие уровни:

- интуитивный, когда самовыражению специалисту характерна
спонтанность, неосознанность;

- стереотипный, когда экспрессия осозна­ется, но не отличается самобытностью и мастерством;

- творческий, когда самовыражение осознанно, нестан­дартно, импровизационно, артистично.

Культура невербальной экспрессии отражает уровень профессионального мастерства и своеобразие манер социального работника. Мастера отличает развитая способность использовать мно­гообразие средств личной экспрессии в профессиональных целях.

Комплекс используемых экспрессивных средств — лексиче­ских, фонационных, кинетических и проксемических, их соче­тание создают впечатление об общей тональности речевого общения. Она может быть приподнятой, обыденной, деловой, интимной, вульгарной. В торжественных случаях оправдана не­которая приподнятость, в повседневном общении — деловитость, в беседе с глазу на глаз — интимная доверитель­ность тона.

Для специалиста недопустима вульгарная тональность пове­дения, в каких бы условиях он ни общался с клиентами. Очевидней всего она проявляется на лексиче­ском уровне, когда в речи специалиста допускаются нелитератур­ные выражения типа: " Усекли?" или: "Я вижу, ты еще не врубился". Вульгарными могут быть интонация и кинесика. Это проявляется в крикливости тона, некрасивых позах, безвкусном или неуместном внешнем самооформлении — макия­же, украшениях, одежде, безалаберности пространственного поведения.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: