Фонация

Голосовой аппарат, состоящий из дыхательных органов, вибраторов, резонаторов и артикуляторов, является рабочим инструментом социального работника. От того, насколько им владеют, зависят звучность, тембр, темп, артикуляция (произноше­ние) — те компоненты устной речи, которые определяют ее интонационное богатство и своеобразие.

Изменяя звучность, мелодику, темпоритм высказываний, социальный работник может выразить тончайшие нюансы эмоционального отношения к предмету разговора, собеседнику, расширить смысловую емкость слова, при желании придать ему обратное значение. Например, сказав "спасибо", можно выразить и сер­дечную благодарность, и обиду, и равнодушие, и насмешку. "Речевой поступок, — подчеркивал В.А. Артемов, — имеет своим индикатором интонацию".

Ритмико-мелодическая характеристика речи обусловлена движением голоса (его повышение и понижение), темпоритмом, тембром, интенсивностью звучания и ударением — фра­зовым и логическим. Звучность речи зависит не только от при­родных особенностей голосового аппарата, но и настроения, эмоциональных состояний. Например, переживание печали придает голосу приглушенное звучание, радости — звонкость. Речевое обаяние социального работника зависит и от тембра голоса. Он может быть не только теплым и нежным, глубоким и мягким, но и глухим, скрипучим, стеклянным. Клиентов раздражает сбивчи­вая, невнятная, монотонная, плохо слышимая или громкоголо­сая речь, дефекты произношения — шепелявость, гнусавость, хрипота. При отработанной дикции даже произнесенное шепо­том слово доходит до каждого клиента.

Темпоритмическая организация устных высказываний может быть самой разнообразной. Пользуясь музыкальной термино­логией, P.P. Каспранский выделяет аллерго-речь, престо-речь, ритенуто-речь.

Выбор темпоритма обусловлен конкретными обстоятельст­вами общения, его целевой направленностью, эмоциональным состоянием говорящего. Взволнованности свойственно ускоре­ние, состоянию невозмутимости — замедление ритма.

Убыстрение речи бывает опасно тем, что не все клиенты, в особенности "тугодумы", пожилые люди схватывают смысл высказываний, а неоправданное замедление вызывает интеллектуальную и эмо­циональную заторможенность слушателей.

При расширении круга общения естественно повышение громкости, при сокращении — понижение. Голосовые модуля­ции позволяют расставлять необходимые смысловые акценты.

Представляет интерес исследование Е.П. Карпиченковой, установившей зависимость интонации диалогических высказы­ваний — тембра, тональности, мелодики — от прагматической установки. Состоянию апатии, равнодушия свойственны сред­ний и высокий регистр, узкий диапазон, незаконченный нисходящий тон. Дружеское, радостное отношение характеризует­ся высоким регистром, широким диапазоном, нисходящей или восходящей тональностью, завершенностью. Сдержанные реп­лики произносятся на низком или высоком регистре преиму­щественно узкого диапазона. Особенно яркими являются про­содические характеристики коротких, эмоционально насыщен­ных реплик, приветствий, прощаний, восклицаний, в которых эмоциональный и интеллектуальный аспекты сливаются во­едино.

Восприятие звучащей речи обусловлено фразовым ударением, паузами. С помощью ударения делаются необходимые лексиче­ские акценты. Помимо физиологической функции, позволяю­щей говорящему сделать вдох, пауза способна упорядочить вы­сказывание, разделить на смысловые куски, привлечь внима­ние к сугубо важной информации.

Молчание как коммуникативный знак может выполнять многообразные функции:

· контактную, реализуемую в ситуации взаимопонимания, как показатель близости, когда слова излишни;

· дисконтактную, проявляющуюся при отсутствии взаимо­понимания, свидетельствующую об отчужденности коммуни­канта;

· эмотивную, когда таким образом передаются различные

· эмоциональные состояния: страх, удивление, восхищение, ра­дость и др.;

· информативную, как сигнал согласия или несогласия,
одобрения или неодобрения, желания или нежелания совер­шить какое-либо действие;

· стратегическую, когда выражается нежелание говорить с
определенной целью: не показать свою осведомленность;

· риторическую, как способ привлечения внимания, при­дания особой весомости последующему высказыванию;

· оценочную, как реакцию на действия и слова собесед­ника;

· акциональную для выражения извинения, прощения, примирения, нередко сопровождаемую паралингвистическими средствами — жестами, мимикой.

Известны такие разновидности интонационных стилей, как информационный (деловой), научный, публицистический, худо­жественный, разговорный. Специальные исследования показали присутствие в речи социального работника всей интонационной палитры. Стилистика речевого поведения обусловлена профессиональными задачами, тематикой высказываний, конкретной ситуацией, категорией клиентов, возрастом клиентов и другими обстоятельствами.

Для профессионального владения голосом необходима спе­циальная работа, обеспечивающая культуру звукоизвлечения, речевую экспрессию и исправляющая недостатки. Многие профессиональные заболевания голоса являются следствием форсирования звука, игнорирования правил фонационного ды­хания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: