double arrow

Кинесика


Выразительность речевого поведения зависит от умелого использования кинетических (от греч. kinetikos — движение) средств — мимики, жестикуляции, пантомимики. Действуя на зрительный канал восприятия, они усиливают впечатление от звучащей речи, экономят время, позволяют оттенить смысл сло­весного высказывания, отделить главное от второстепенного.

Кинетический рисунок поведения социального работника сигнализирует о своеобразии характера, переживаемых эмоциональных состоя­ниях.

Как язык тела кинесика включает и манеры индивидуаль­ного самооформления — одежду, украшения, прическу, маки­яж, т.е. все то, от чего зависит в значительной мере внешняя привлекательность человека, его аттракция.

Рассмотрим более детально средства телесной экспрессии.

Всю моторику, свойственную лицу (мимику), рукам (жести­куляцию), телу (пантомимику), включают в понятие "жесты".

Дифференцируют жесты речевые и двигательные, выпол­няющие прагматические функции.

Возьмем следующую классификацию речевых жестов:

· коммуникативные, способные заменять в речи элементы языка: приветствия и прощания; привлекающие внимание, подзывающие, приглашающие, запрещающие; утвердительные, отрицательные, вопросительные; выражающие благодарность, примирение и т.п.;

· описательно-изобразительные, сопровождающие речь и теряющие смысл вне словесного контекста;

· модальные, выражающие отношение к людям, предме­там, явлениям, процессам (неуверенность, раздумье, сосредо­точенность, разочарование, радость, восторг, удивление, неудо­вольствие, иронию, недоверие и т.д.).

Наблюдая за жестикуляцией, мимикой, пантомимикой, позой, внешним видом человека, опытный специалист может многое заметить в его поведении, а значит, и в характере. Вы­разительные движения уточняют, дополняют, поясняют рече­вые сообщения. С их помощью можно усилить или ослабить сказанное, выразить свое отношение к теме разговора. Они помогают наладить обратную связь. Поддерживая клиента, очень часто просто необходимо подбодрить их взглядом, движением руки, улыбкой. Конечно, все хорошо в меру. Зло­употребление средствами кинесики, сопровождение речи хао­тическими, неопределенными жестами, размахивание руками ухудшает восприятие, создает у слушающих впечатление, что говорящий не владеет собой, нервничает, волнуется, и они на­чинают вести себя значительно хуже. В то же время небольшие изменения в позе время от времени нужны. Также целесообразны эко­номные жесты, связанные со смыслом речи.

Проведенные исследования показали, что частота жести­куляции зависит от темперамента человека, от его общей куль­туры, психического состояния и от формального и неформаль­ного статусов того, кому жесты адресованы. Флегматик делает минимальное, холерик, в той же ситуации, — максимальное количество жестов. Жизненные наблюдения показывают, что в состоянии возбуждения число жестов увеличивается. Чем выше культура специалиста, тем меньше он помогает себе в разговоре руками, тем более точный и экономный жест, свя­занный со смыслом речи, он использует.




Целый ряд признаков, зафиксированных специалистами, тщательно, многократно проанализированных и сопоставлен­ных с конкретным поведением изучаемого, позволяют с большой степенью точности фиксировать самочувствие, настроение клиентов и предвидеть их поведение в различных ситуациях.

Определенную информацию подготовленному специалисту несут руки собеседника. Исключительной силой экспрессии обладает рука. Она раз­вивалась и совершенствовалась вместе с психикой человека, выступая не только как орудие труда, но и орган выражения тончайших переживаний. По словам Г.Я. Элькиса, она "обрела высший дар образного выражения души человека".

Руки, сложенные на груди, в наполеоновской позе защитная позиция или негативное состояние человека. Прикосновение раскрытыми ладонями к груди, наоборот, жест честности и открытости. Почти так приветствовали друг друга римские легионеры. Одну ладонь они прижимали к груди, а другую, открытую, подняв ее, обращали к тому, кого приветствовали. Закладывание рук за спину с захватом запястий свидетельство неудовлетворенности, расстроенности, попытки взять себя в руки. Поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленные в сторону клиента, коллеги, говорят об откровенности, открытости человека.



Если же ладони «смотрят» вниз, а руки совершают покачи­вающие движения вверх-вниз жест говорит о стремлении успокоить, остановить человека или группу людей. Сжатые в кулаки пальцы, желваки на скулах свидетельство враждебности индивида. Подпиранье ладонью щеки - демонстрация скуки. Поглаживание подбородка говорит о раздумье, о жела­нии принять решение. Постукивание пальцами о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, пуго­вице на рукаве о стремлении замаскировать неуверенность, нервозность.

О неуверенности, волнении говорят и неопределенные, ха­отичные жесты, интенсивность жестикуляции. Она повышается, если человек волнуется. У подростков это часто случается при желании занять лидирующее положение в группе или если не хватает слов для выражения мысли. Рука прикрывает рот непроизвольная констатация собственной лжи. При этом ребенок чаще всего прикрывает рот ладонью, подросток держит ладонь, прижав ее ребром к краю рта, юноши и девушки прикладывают указательный палец к верхней губе. Нередко ложь сопровождается почесыванием лица или шеи.

Руки на бедрах свидетельствуют о готовности человека к действию. Переплетение пальцев рук и потирание больших пальцев один о другой демонстрирует неуверенность, неверие в свои силы. Рука за спиной, приподнятый подбородок властная поза. Кстати, жесты и мимика, поза нередко более надежные свидетельства целого ряда психических состояний, чем речь. Особенно, когда выявляются отношения доминирования подчинения.

Так, скованность, сутулость, мышечное напряжение, а иногда расслабленность, вялые руки выдают психическое на­пряжение, усталость, неврозы. А невроз это тоска, раздра­жительность, безразличное отношение к работе и жизни, рав­нодушие к друзьям, близким. В таком состоянии человек начинает безропотно подчиняться окружающим или возмущаться любой мелочью. И наоборот, напряженные руки, редкие, но уверенные жесты, твердое рукопожатие свидетельства уве­ренности в себе, готовности занять лидирующее положение в общении. Не только по рукам можно судить о состоянии собеседни­ка. Если человек грызет ногти, непроизвольно подрагивает, постукивает ногой, беспрестанно оправляет одежду, можно быть уверенным, что он неспокоен, нервничает, испытывает душевное напряжение. Легкий наклон головы в сторону, сопровождающийся блеском глаз, говорит о том, что подросток, юноша включился в работу, внимательно слушает.

Еще один информативный компонент поза. Неотъемлемым элементом оптико-кинетической экспрессии являются позы, связанные с осанкой, ее стройностью или сутулостью, привычками определенным образом стоять, садиться, передвигаться. В общении используются открытые или закрытые позы. Закрытые позы, когда прикрывается пе­редняя часть тела и очевидно стремление занять меньше места в пространстве ("наполеоновская" поза), воспринимаются как знак недоверия и несогласия. Наоборот, открытая поза — ши­роко раскинутые руки ладонями вверх, является экспрессией доверия, эмоционального расположения к собеседнику.

Прямая, напряженная спина, широко развернутые плечи, поднятый подбородок расшифровываются как стремление к утверждению своего статуса.

Диалогическая инциативность предполагает пантомимиче­скую энергичность, очевидную волевую собранность. Телесная расслабленность, неконтролируемость внешнего рисунка пове­дения — круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно "плюхаться", широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание на месте — критически осмысливаются клиентами, вызывают на­смешки, отвлекают внимание от предмета разговора.

Наблюдения позволили установить, что поза, при которой ноги расставлены, туловище отклонено назад, голова высоко поднята, затрудняет общение. В психологии эта поза называется «закрытой». В ответ на эту позу большинство партнеров по общению прервут разговор или, если они в нем заинтересованы или обязаны слушать оратора, настроятся враждебно: усилят жестикуляцию, подадут тело впе­ред, начнут говорить громче, резче.

Следите за своей осанкой и походкой. Сутулая спина, висящие вдоль тела руки, опущенная голова гово­рят о вашей неуверенности в себе, а это, в свою очередь, приво­дит к потере уважения, к нежеланию прислушиваться к вам. Жесты должны быть легкими, уверенными и в то же время энергич­ными.

Социальным работникам эмотивного типа, у которых стрессовые ситуации вызывают особенно сильную реакцию, а попадать в такое положение приходится нередко, целесообразно проиг­рывать возможные ситуации общения, заранее опираясь на наглядно-образное мышление, представлять свое поведение, скажем, в конфликте и продумывать наиболее достойный выход из него. Очень полезно представить себя коллегой, ко­торый всегда уверен в себе, спокоен в общении с клиентами, и брать с него пример, стараться вести себя аналогично. Для специалиста это особенно важно, т.к. значительная часть ин­формации передается с помощью невербальных средств обще­ния. Научившись ими пользоваться, умеренно используя жесты и мимику, соответствующие произносимым словам, становишься более привлекательным для коллег, клиентов, для всех, с кем контактируешь, и начинаешь чувствовать себя более уверенно в коллективе.

Однако хорошо подготовленный специалист не только следит за своим поведением, но и непрерывно получает информацию о самочувствии, настроении, отношении к беседе, к нему самому со стороны клиентов. Он владеет языком телодви­жений. Знает, например, что сокращение лицевых мышц из­меняет выражение лица и сообщает о психическом состоянии человека. Ему из­вестно, что если клиент смотрит невидимым или задумчи­вым взглядом прямо в глаза специалисту , а тело его напряжено, ноги всей ступней стоят на полу, голова приподнята, он, ско­рее всего не слушает, а думает о своем.

Роль мимики в невербальном общении

Решающую роль в формировании внешнего впечатления о человеке играет лицо. При этом обращается внимание не толь­ко на овал и черты, но и на характерные физиогномические маски, как отражение внутреннего мира, личностных качеств. Доминирующие эмоциональные состояния — открытости и доброжелательности, злобности и подозрительности — со вре­менем накладывают зримый отпечаток на внешность, проявляясь в типичных экспрессивных масках. Именно поэтому мож­но иметь от природы красивое, но непривлекательное лицо.

Выражение суровости, непреклонности, ехидно поджатые губы, холодный блеск глаз настораживают клиентов, лишая естест­венности взаимодействия. Очевидная доброжелательность располагает к диалогу, активному взаимодействию.

Несмотря на свою неоднозначность, экспрессивно-мимические средства общения являются наглядным индикатором эмоцио­нального отношения человека к человеку, обнаруживая содер­жание, не передаваемое больше никакими иными средствами с такой полнотой и в таком качестве.

Мимика может быть более или менее развитой, красноре­чивой и неопределенной, разнообразной и однообразной, ха­рактеризоваться быстрой и медленной сменой выражений, сте­реотипной и индивидуальной, передающей и непередающей нюансы, гармоничной и беспорядочной, естественной и ма­нерной.

Кинетика один из наиболее достоверных методов, кото­рые можно привлечь для диагностики человеческого поведе­ния. Если человек испуган, то это ни в чем не найдет столь очевидного выражения, как в его мимике. Ф.М. Достоевский называет смех самой верной пробой души, более верной, чем то, как человек говорит или как плачет. Кинесика почти всегда выдает человека, даже если он пытается скрыть радость или горе, печаль или веселость, удовольствие или отвращение.

Определенную информацию несут психологу губы собе­седника. Если губы нервно поджаты и их края опущены немного вниз собеседник, скорее всего, обиделся, возможно, за­таил злость. Губы не напряжены, но собраны вместе и немного поданы вперед - собеседник собран, аккуратен, целеустрем­лен. Губы поданы вперед и тонко нервно подрагивают - собеседник обиделся, готов заплакать, он слабый, но не злой человек. Постоянно сжатые челюсти, напряженные щеки, улыбка человек доброжелателен, оптимистично настроен. Нижняя губа подана вперед и несколько опущена вниз демонстрация брезгливости.

Общепринятым знаком расположения к собеседнику явля­ется улыбка. Однако далеко не всегда она внушает доверие. Л.Н. Толстой описал около ста ее разновидностей. Кривая, снисходительная, насмешливая, саркастическая, издеватель­ская, деланная, приклеенная и другие подобного рода мимиче­ские экспрессии отталкивают ребенка. Привлекает искренняя, лучистая, сердечная, открытая, широкая, мягкая, ободряющая улыбка.

Ложно понятый авторитет, стремление к самовозвышению побуждает некоторых специалистов, в обыденной жизни веселых и жизнерадостных, надевать на себя тогу наро­читой официальности, мимической невозмутимости и эмоцио­нальной сухости. Такая тенденция затрудняет переход от роле­вого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния специалиста.

Мимика может быть спонтанной и произвольной. Каждый человек способен к управлению лицевыми мускулами, хотя механизмом формирования мимической экспрессии является подражание, уходящее корнями в раннее детство.

О своеобразии лицевой экспрессии судят по целостному восприятию динамики движения комплекса мышц, в котором выделяют следующие зоны: верхнюю — лоб — брови, среднюю — глаза — нос и нижнюю — губы — подбородок. Каждая из зон обладает своеобразной информативностью, например, сдвинутые нахмуренные брови сигнализируют о недовольстве, широ­ко открытые глаза — об удивлении, дрожащий подбородок — о сильной обиде.

Взгляд в невербальном общении

Одна из наиболее информативных частей лица — глаза. Во многом выражение глаз зависит от величины зрачков. Зрачки непроиз­вольно расширяются или сужаются, сообщая о реакции собе­седника на кого-либо или на что-либо. Зрачки расширяются у возбужденного человека и сужаются у сердитого, мрачного. Зрачки расширяются, когда клиент заинтересован речью специалиста, видит любимого, уважаемого человека. Эроти­ческий фильм также вызывает расширение зрачков у юношей и в значительно большей степени у девушек. Зрачки сужаются, когда человек расстроен или настроен враждебно.

Но о внимании молодого человека еще легче судить по блестящим глазам. В свое время англичанин Мак-Клой разра­ботал даже формулу любви. Основная ее составляющая — блеск глаз. Фиксируя с помощью приборов степень яркости сетчатки глаза, можно установить, как сильно один человек любит другого.

Когда во время разговора у человека бегают глаза, он не выдерживает взгляда и тут же отводит взор, можно предположить, что он говорит неправду, боится, старается умолчать о случившемся. Это же можно сказать при рассогла­совании между различными зонами лица. По нижней части лица сравнительно легко распознаются гнев, страдание, ра­дость; по средней части лица — удивление, страдание, страх. Очень трудно что-либо сказать о человеке по мимике бровей, лба. Очевидно, что при восприятии мимики лица в целом легче безошибочно расшифровать язык тела. И очень трудно, если отсутствует сочетание разных зон лица. Хотя и в этом случае можно с большой вероятностью говорить о неискренности че­ловека,

Если человек улыбается, а нижнее веко не приподнято, нижняя часть кругового мускула глаза ненапряжен — улыбка неискренняя. Если человек скрывает что-то, его глаза встреча­ются с вашими менее, чем 1/3 времени общения. Если же его взгляд встречается с вашим более чем 2/3 времени общения, можно предположить, что он или считает вас интересным со­беседником или желает доброжелательных отношений с вами. Значительно легче налаживаются добрые отношения, когда взгляды собеседников встречаются на протяжении 60—70% времени общения. Также быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды — сигнал к установлению контакта.

Если человек смотрит на вас, склонив голову набок, это говорит об его заинтересованности. Выпрямление головы, блуждание взглядом по потолку, стенам, другим занимающим­ся, особенно если это сопровождается подниманием, а затем опусканием плеч, говорит о «потере мысли». Взгляд вверх, с одновременным подъемом или наклоном головы и сосредото­ченным выражением глаз — просьба: «Подождите, я немного подумаю». Долгий неподвижный взгляд в глаза собеседнику — стремление подчинить его себе. Взгляд вниз, под ноги — стремление подчиниться. Взгляд в сторону — часто неудовле­творенность, пренебрежение к собеседнику.

Медленное снимание очков, тщательное протирание сте­кол, сосание кончика дужки очков — стремление выиграть время или получить дополнительную информацию. Взгляд по­верх очков — недовольство: «Что вы еще хотите сказать?» или «Ну, что там еще случилось?». Демонстративное срывание очков и размахивание ими — возмущение: «Этого я от вас не ожидал». Потирание или почесывание глазных век недоверие к собеседнику.

Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды сигнал к установлению контакта. Стремление избежать взгляда один из признаков затруднений и барьеров в общении. Присталь­ный, неподвижный взгляд тоже может характеризовать воз­никшие трудности, скорее всего это говорит о стремлении под­чинить себе собеседника. Взгляд человека почти не поддается тренировке, поэтому наиболее адекватно выражает эмоцио­нально-психическое состояние партнера. Человек может скрыть словами что угодно (горе, страдание, радость, гнев), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Рассмотрим особенности «языка» глаз.

«Вытаращенные» (широко раскрытые глаза) встречаются при озабоченности, неожиданном удивлении, неожиданной встрече. Это может быть сигналом внезапной радости и внезапного испуга, большого любопытства и совершеннейшей беспомощности (растерянности), неспособности понять и полной наивности. В редких случаях они могут говорить о принятии внезапного решения («эврика»!), быть предостерегающим взглядом («берегись»!). Полностью открытые глаза свиде­тельствуют о высокой восприимчивости чувств и выражают мечтательность, «сон с открытыми глазами», гипнотический транс, беспредельное доверие. Это могут использовать люди, стремящиеся создать впечатление простачка, наивного чело­века.

Прикрытые глаза, когда верхнее веко прикрывает верхнюю часть глаз, выражают равнодушие, покорность и даже тупость. Чаще всего это неподдельное отсутствие интереса.

Суженный или прищуренный взгляд чаще всего означает на­пряженное внимание. А если это взгляд сбоку, то еще хитрость и коварство. Для большинства людей такой взгляд выражает высокую степень душевной концентрации. Вкупе с другими признаками в этом взгляде можно увидеть чрезмерную кри­тичность, черствость и недоброжелательность.

Наоборот, расстегнутый пиджак, куртка, руки, ладони ко­торых обращены к собеседнику, характеризуют «открытую позу». Открытость, как и другие свойства, заразительна, часто распространяется не только на людей, но и на животных: если во время драки один из дерущихся зверей ложится на спину и подставляет противнику живот, тот никогда его не тронет.

Открытую позу часто демонстрируют опытные ораторы, артисты, политические деятели. Чтобы завоевать доверие и расположение слушателей, они часто показывают им свои от­крытые ладони. Этот сигнал фиксируется слушателями неосо­знанно, подсознательно. Он накапливается и приводит к ус­тойчивому мнению: этому человеку можно доверять.

Дети, не зная никаких правил ораторского мастерства и принципов психологии экспрессивного поведения, чтобы уве­рить кого-либо в отсутствии своей вины, честных намерениях, тоже показывают открытые ладони, как бы говоря: смотри у меня в руках ничего нет. И, наоборот, упрямство, несогласие, скрытность у них выражается в том, что они сжимают руки в кулаки, прячут их за спину или в карманы. Это естественный язык жестов. Одна из его составных частей — движение глаз.

Сверкание глазами (резкое, повторяющееся, усиленное и неправомерное мигание) может быть сигналом неуверенно­сти, затруднений, нервозности, нервной возбудимости. Сужение или расширение зрачка может' свидетельствовать как об усиливающемся, так и об ослабевающем внимании и интересе. При эмоциональном возбуждении, при страхе, боли, душев­ном напряжении зрачок увеличивается, расширяется. Расслаб­ление, состояние покоя, релаксации, тихой радости ведет к сокращению зрачка.

Кроме степени закрытости или открытости глаз, динамики их движений большое значение для «прочтения» экспрессив­ного репертуара собеседника имеет понимание его взгляда.

Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партне­ру, означает интерес, уважение и самоуважение, уверенность, готовность к контакту. Взгляд, направленный вдаль, чаше всего говорит о сосредоточенности, раздумье, сомнении и ко­лебании.

Взгляд, направленный «сквозь» партнера, означает неуваже­ние, возможную агрессивную реакцию. Взгляд, направленный мимо партнера, говорит об эгоцентризме, направленности и нацеленности на себя.

Взгляд сбоку (контакт с глазами партнера углами) выражает скепсис, цинизм, незаметное, тайное наблюдение, скрывае­мый интерес, дистанцию, недоверие, озабоченность. Сужен­ный взгляд сбоку связан с недоверием, чувством угрозы, недо­вольством. Поднятая с одной стороны бровь и горизонтальные складки лба выражают своеволие, резкое отрицание, несогла­сие, непочитание, пренебрежение, презрение.

Взгляд снизу (при наклонной голове) означает при малой напряженности и согнутой спине подчиненность, покорность, услужливость. При более сильном напряжении и легких верти­кальных складках на лбу — расчетливую самоотдачу после скрытого наблюдения, согласие. При сильном напряжении может выражать сдержанность, мобилизацию, доходящую до готовности к борьбе.

Взгляд сверху вниз выражает чувство превосходства, гор­дость, высокомерие, презрение.

«Небесный взгляд» (при нормальной посадке головы глаз­ные яблоки повернуты вверх) означает при расслабленности в лице и соответствующих условиях глубокие размышления, восхищение, очарованность. Бывает и так, что напряженность в лице просто связана с видимостью создания приверженности высоким мыслям.

«Уклоняющийся взгляд» означает либо неуверенность из-за сомнения, большой скромности, робости, боязливости, либо чувство вины, порою даже неосознаваемое. Очень многое могут говорить движения глаз.

Твердый, фиксированный взгляд характеризует устремлен­ность к цели, уверенность к себе. Попеременный контакт гла­зами говорит о подтверждении внимания, уважении к партне­ру, полном к нему доверии.

Жесткий (слишком фиксированный) взгляд сопровождаю­щийся сужением сектора обзора, означает бесцеремонность, недоверие, иногда — проницательность, догадку, чаще всего скрытость, агрессивность.

Подчеркнуто прямой, сознательно открытый взгляд может говорить об открытости позиции, но чаще всего это лишь де­монстрация открытости.

Оценивающе-блуждающий взгляд, при движении снизу вверх и в стороны говорит о восхищении и даже почитании. При движении сверху вниз и в стороны — означает критиче­ское рассмотрение, а подчас и пренебрежение.

Неопределенный взгляд часто означает недостаток ясности в целях, намерениях, мотивах, недостаток твердости.

Спокойный взгляд характеризует удовлетворенность вос­приятия, рассудительность. Спокойный вялый взгляд говорит о заторможенности, «стопорах» реакции, оцепенении.

Беспокойный взгляд говорит о возбудимости, непостоян­стве, отсутствии определенной направленности на восприятие слов партнера по общению.

Быстрые, торопливые движения глаз указывают на болез­ненно развитую чувствительность, возбудимость. «Вращение» глазами как особая форма контакта с партнером, с которым уже установлена связь в общении, выражает потерю интереса на этом этапе общения, скуку, разочарование.

Серьезную регулятивную функцию выполняет "контакт глаз". Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, демонстрируют распо­ложение (ласковый взгляд) и отчуждение (холодный взгляд), выражают недоумение (вопросительный взгляд), иронию (насмешливый взгляд), осуждение (строгий взгляд), оповещают собеседника о предоставлении ему слова, поддерживают пси­хологический контакт. Пристальный взгляд усиливает вну­шающий эффект слова. Блуждающий, бегающий, ускользаю­щий, тяжелый, злобный, испепеляющий взгляд настораживает, раздражает, отталкивает.

Каждый человек нуждается в визуальном контакте с собеседником, его внимательном, личностно заинтересованном взгляде. Однако взгляд, длящийся более десяти секунд, вызы­вает у собеседника чувство дискомфорта.

Думается, не утратили значимости советы Яна Амоса Коменского, данные 300 лет назад: "Глаза не должны блуждать, смотреть искоса, щуриться или дерзко перебегать туда-сюда; с другой стороны, они не должны неподвижно устремляться в одну точку, но смотреть все время скромно и должны быть на­правлены на того, с кем говоришь".

Для большинства недооценка телесной экспрессии оборачивается возникновением трудно преодоли­мых психологических барьеров.

Характерен перечень экспрессивных проявлений, способст­вующих, по А.А. Леонтьеву, сближению коммуникантов: высо­кая степень контакта глаз, улыбки, утвердительные кивки, ин­тенсивные движения рук, наклон тела вперед, прямая ориента­ция. Негативное впечатление производит малый контакт глаз, слабая пантомимическая и жестикуляционная экспрессия, от­клонение торса от собеседника, отрицательные движения голо­вой.

Такесика как средство невербального общения

К невербальным средствам общения относятся рукопожа­тия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похло­пывания по спине, плечу, объединяющиеся понятием такесики. Такесические способы выражения эмоций, символизируя об определенном уровне близости собеседников, требуют особой культуры и такта.

Этнографы делят человеческие культуры на «контактные» и «неконтактные». Представители контактных культур (итальянцы, арабы, латиноамериканцы) в разговоре стоят близко друг к другу и часто теребят одежду собеседника, кладут ему руку на плечо, вертят пуговицу на пиджаке. Члены неконтактных культур (скандинавы, японцы, англичане, индийцы), разговаривая, не подходят близко друг к другу и не прикасаются к собеседнику. Сидя в ресторане, английские юноша и девушка касаются друг друга 1—2 раза в час, а мексиканские юноша и девушка 100—120 раз в час за то же время.

В отечественной культуре эти требования соблюдаются не столь жестко. Однако у нас в разговоре не принято касаться собеседника. Считается верхом невоспитанности крутить пу­говицу на одежде собеседника, хлопать его по плечу, сдувать пылинки с его одежды.

В то же время в ряде случаев прикосновение к подопечному может сыграть положительную роль. Дружеское прикосновение к руке подопечного может подбодрить его, поглаживание руки успокоить. Добрым прикосновением можно остановить проказу шалуна и стимулировать деятельность флегматичного ребенка.

Однако не следует забывать, что люди очень болезненно реагируют на высокомерно-фамильярные прикосновения. Такие, как похлопывание по плечу, потрепывание по щеке, голове. Эти бестактные действия возмущают. Не любое прикосновение социального работника может быть клиенту приятно. В особенности необходима осторож­ность в общении с подростками, лицами с шизоидной акцентуацией и пр. у которых прояв­ляется повышенная чувствительность, нередко негативизм в отношении такесических знаков внимания.

Каждый человек учится языку жестов, обретает умение ко­ординировать свои движения в пространстве. Высокая пласти­ческая культура, которой обладают актеры, формируется в процессе специального тренинга. Вероятно, в профессиональ­ном обучении студентов – будущих специалистов по социальной работе подобные занятия также не­обходимы. Пока, к сожалению, в жестах многих специалистов до­минирует интуитивное начало. Поэтому нередко столь шоки­рующими бывают их манеры: экспрессивная скованность или мимическая и жестикуляционная избыточность, неоправдан­ность, неуместность телодвижений.

Эмоциональная зрелость личности предполагает развитую способность контролировать внешнюю экспрессию, придержи­ваться общепринятых нравственно-эстетических эталонов.

Опираясь на основные положения кинесики, не следует забывать, что на мимику и жестикуляцию могут повлиять неизвестные нам факторы. Например, устойчивые склонности, привычки, предшествовавшая общению ситуация. Скрещенные руки на груди и скрещенные подрагивающие ноги могут информировать не о психическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно, а может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиняться, занять позицию слабого, опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной на руке, и привычкой беречь руку, если человек занимается музыкой, живописью.

Необходимо не торопиться с выводами и обязательно под­креплять зафиксированный жест анализом прошлого клиента и других проявлений его поведения. Так, если сплетение рук и потирание больших пальцев один о другой подкрепляются за­метным стремлением человека (ребенка) укрыться за сидящего впере­ди товарища, отвести взгляд от смотрящего на него преподава­теля можно с высокой степенью точности сказать, что он не готов к ответу. Коллега с улыбкой раскрывает объятия, пытает­ся обнять вас, но суженные зрачки, искривленные уголки рта выдают его истинное отношение к вам. Таким образом, необ­ходимо учитывать не один, а сумму жестов. Следить, подкреп­ляются ли жесты словами, мимикой. В этом случае кинесика становится мощным подспорьем в работе, облегчает процесс познания социальным работником клиентов.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: