double arrow

Имидж - неотделимая составная часть любой организации. Определённый


имидж или представительное лицо фирмы создают и планируют прежде, чем думают о продаже изделий или услуг. Кроме торгового знака существует много иных форм выражения имиджа предприятия: информационные брошюры, реклама, упаковка, резиденции руководства, форменная одежда сотрудников… Всё вместе взятое и составляет общий имидж. Каждой компании следует стремиться к взаимодействию и укреплению (синергии) связи между общим имиджем и персональным имиджем своих сотрудников. Сотрудники в свою очередь должны своим видом подчёркивать те ценности, которые компания стремиться выразить в формах коммуникации.

· Этика деловых отношений (или профессиональная этика)

Этикет (etuquette) - французское слово, означающее манеру, способ вести себя в обществе. Современные исследователи жизни общества и историки ут­верждают, что родиной этикета является Италия XIV в., которая не только отличалась уважением к силе, богатству и родовитости, но также полагала обязательным наличие у богатых и знатных людей при­ятных манер, любезного обхождения, умения вести себя в обще­стве, весьма желательным считалась также образован­ность. Исторически этикет возник, прежде всего, во дворцах, поэтому и был назван дворцовым, или государственным.

Естественным образом нормы поведения государей при встре­чах, развиваясь, дали жизнь дипломатическому этикету, посколь­ку дипломаты при переговорах выражали государственную точ­ку зрения. Одновременно развивался воинский этикет, поддерживающий стройность и строгость правил поведения в армии, без которого порядок просто был бы невозможен. Появились и другие виды – светский, иногда сейчас называемый общегра-жданским. Самый "молодой" из них - деловой этикет. Требования этикета не носят абсо­лютного характера и могут меняться с течением времени. В центре этики стоит мораль, т.е. система нравственных отношений, мотивов действия, чувств и сознания. Эти системы определяют «рамочные» границы отношений, поступков и взаимодействий людей в обществе. Важно не слепо, бе­зоговорочно исполнять нормы, но поста­раться понять их внутренний смысл и содержание, которое и де­лает их необходимыми в деловом общении.

Различают общечеловеческую (универсальную) и профессиональную этику. Профессиональная этика – это кодекс поведения, предписываемый тип отношений, которые представляются наилучшими с точки зрения выполнения работниками своих служебных обязанностей в той или иной профессиональной сфере (в производстве продукции, в сфере предоставления услуг). Любое профессиональное общение должно протекать в соот­ветствии с нормами и стандартами, которые объе­диняют в две группы:




первая группа - комплекс этических представлений, норм, оценок, которыми личность владеет от рождения, представление о том, что такое до-бро и зло, т.е. собственный этичес­кий кодекс, с которым человек живет и ра-ботает, какую бы долж­ность он ни занимал и какую бы работу ни исполнял;

вторая группа - нормы и стандарты, привносимые извне: правила внутреннего распорядка организации, этический кодекс фирмы, устные указания руководства, профессиональный этичес­кий кодекс.

Этические принципы – это обобщённые представления, которые дают возможность тем, кто на них опирается, верно формировать своё поведение, свои действия, своё отношение к чему-либо. Они определяют содержание этических кодексов фирм и должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

· Этические принципы и нормы в деловых отношениях

Манеры отражают внутреннюю культуру человека. Деловой этикет - важная составляющая деловых отношений, базирующаяся на многовековой мудрости, определяющей пред­ставления о духовных ценностях (справедливости, честности, верности слову и ценностях материальных - организованности, вы­соком дизайнерском уровне). Можно сказать, что деловой этикет - это внешнее выражение внутренней моральности и культуры человека. Деловой этикет базируется на следующих принципах:

1. Здравый смысл: нормы делового этикета не должны проти­воречить

здравому смыслу, а здравый смысл подсказывает, что деловой этикет в целом направлен на поддержание порядка, орга­низованности, экономию времени и другие разумные цели.



2. Свобода: правила и нормы делового этикета, хотя существуют и весьма ревностно исполняются, тем не менее, не должны препятствовать свободному волеизъявлению каждого делового партнера, свободе выбора партнеров по бизне­су, свободе подбора методов и способов исполнения договорен­ностей между сторонами. Свобода предполагает также терпимое отношение к проявле­нию национальных особенностей, культурных национальных тра­диций, лояльность к свободно проявляемой точке зрения, к раз­личным деловым позициям.

2. Этичность: комплекс норм, стандартов, требований, рекомендаций,

составляющий деловой этикет, самой своей сутью и содержанием целиком и полностью ориентированый на добро. "Деловой этикет" имеет главной целью "окружить" бизнес множеством "этических фильтров", оставляющих аморальное поведение, поступки лю­дей за рамками деловых отношений.

3. Удобство: нормы делового этикета не должны сковывать деловых людей, мешая тем самым деловым отношени­ям и тормозя развитие экономики. Удобным для делового человека должно быть все - от планировки служебного помещения до размещения оборудования в нем, от деловой одежды до правил проведения презентации и требова­ний, предъявляемых к деловым переговорам, причем эти удобства должны быть обеспечены в равной степени для всех участников деловых отношений.

4. Целесообразность: каждое предписание делового этикета должно

служить определенным целям. Виды деловых отношений - презентация, деловая беседа, ведение переговоров и т.п. - имеют разнообразные цели, и каждый аспект делового этикета должен им соответствовать.

5. Экономичность: этика деловых отношений не должна обходиться слишком дорого; высокая "стоимость" моральности в делах не этична.

6. Консерватизм: приверженность традициям невольно вызывает ассоциации чего-то незыблемого, прочного, надежного, стабильного; а надежный партнер в делах - предел желаний для каждого делового человека.

7. Непринужденность: соблюдение норм не должно превращаться в нечто навязыва­емое, отторгаемое психологически; они должны быть естественны, исполняемы с легкостью и без напряжения. (Внимание! Не путать с бесцеремонностью, расхлябанностью, невоспитанностью!).

9. Универсализм: следует стараться, чтобы каждая рекомендация или «норма» была направлена на многие стороны деловых взаимоотношений.

10. Эффективность: стандарты деловых отношений способствуют сокращению сроков исполнения договоров, заключению большего числа договоров, уменьшению количества конфликтов в коллективе. В конечном счёте, использование деловой этики должно быть экономически выгодным.

· Стиль одежды

Всем известна пословица «По одёжке встречают…». Что же можно

считать с одежды? Как минимум – материальный статус человека и роль, на которую он претендует. Своей одеждой сознательно или чаще бессознательно человек показывает, каким он хочет, чтобы его видели окружающие. Стиль в одежде - это манера одеваться, придерживаясь определённых взглядов и правил. Стилей достаточно много и нет их строгой классификации. Стиль всегда несёт идеи, которые люди стремятся донести до сознания окружающих, выражая свою внутреннюю картину мира. Например, известны стили:

- традиционный (одежда национальная и форменная): уважение традиций;

- фольклорный (национальный): социальная преемственность;

- оригинальный: притязания на творчество и индивидуальное своеобразие;

- классический или деловой: элегантность, строгость и деловитость;

- модный: стремление к преобразованиям, изменениям, прогрессу;

- однообразный: скромность и стремление к быть незаметным;

- разнообразный: стремление вызывать внимание и удивлять;

- консервативный: экономность и стабильность;

- романтический: сентиментальность, эмоциональная чуткость, духовность;

- спортивный: свобода движений и активность.

Ориентация в стилях позволяет человеку более правильно и уместно

донести до сознания окружающих нужные идеи и позиции. Люди формируют своё мнение о вас в течение первых же секунд, просто бросив взгляд – даже до того, как вы откроете рот.

· Одежда и манеры делового мужчины

Успех в бизнесе зависит от компетентности делового челове­ка, его профессионализма, активности и многих других факторов. Внешний вид и манеры - это то, что окружающие его партне­ры по бизнесу видят и оценивают сразу до обсуждения предполагаемых сделок.

Деловой мужчина должен выглядеть уверенным в себе; солидным;

деловым; элегантным; внушающим доверие; не лишенным вкуса; надежным; порядочным; аккуратным.

Длина полы пиджака в современном костюме мира бизнеса до первой фаланги большого пальца опущенной вниз руки. Длина рукава - до запястья. Темно-синий цвет более строгий, и поэтому более офици­альный, чем серый. Психологи утверждают, что он не запомина­ется, потому что он нейтральный. Следовательно, темно-синий костюм можно надевать не один раз в неделю, в "сопровождении" разных сорочек и галстуков. Еще один нюанс темно-синего цвета: он делает цвет лица своего "носителя" более здоровым, цветущим, поскольку бросает на лицо отблеск того цвета, который является составляющим в синем, - розового. Серый цвет психологически мягче, "теплее", и деловой мужчи­на в сером костюме выглядит приятным, дружелюбным, распола­гающим к беседе и общению. Есть одно "светское" правило: чем темнее цвет (цвет чего угодно - одежды, мебели и пр.), тем он аристократичнее. Это в силь­ной степени относится к серому цвету: темно-серый костюм будет выглядеть более дорогим - независимо от истинной цены, а светло-серый – более дешевым. Интенсивность окраски тканикостюма зимой - более глубо­кая, летом - менее. Костюм из ткани в полоску допускается, но полоска не должна быть слишком широкой или резкой, контрастной. Костюм в полоску делает фигуру более стройной, поэтому его предпочитают те, у кого размер одежды больше 54-го. Ткань в клетку тоже может быть использована для мужского костюма, требования те же - клетка должна быть еще менее заметной, чем полоска. Можно ли носить пиджак из одной ткани, а брюки - из другой? Да, можно, но нужно обязательно проверить, как сочетаются между собой пиджак и брюки по цвету, по рисунку и по фактуре ткани. Умение сочетать в одежде не только цвет, рисунок, но и фактуру ткани можно считать та­лантом. Для делового костюма такие цвета, как бордо, коричневый, болотно-зеленый и т.п., исключены, это цвета одежды для отдыха (клуб, загородная прогулка).

Отдельно следует сказать о черном цвете для мужского костюма. Это цвет, обязательный для вечерних деловых приемов и траурных церемоний. Чёрный цвет мужского костюма - знак, символ торжественности делового мероприятия, - независимо от того, сопровождается ли оно позитивными настроениями (деловой прием) или негативными (траурная церемония).

В мировой практике считается весьма престижным носить костюмы, изготовленные с большой долей ручного труда. Такой костюм сидит хорошо, "как влитой", и человек чувствует себя в нем свободно, как в джинсах и джемпере. Однако костюм ручной работы стоит дорого.

Длина брюк в современной деловой одежде: спереди брюки небольшой складкой надвинуты на обувь, сзади доходят до нача­ла или середины каблука. Складка на брюках должна быть хорошо отутюжена.

Брючный ремень - только из натуральной кожи, темного цвета; со скромной пряжкой - никаких "львиных" и "волчьих голов".

Сорочка - из тонкого хлопка, иногда с добавлением, практически незаметным, синтетики - для меньшей сминаемости, всегда светлых тонов – белая, светло-серая, светло-голубая, светло-­песочного оттенка. Рукаву сорочки полагается на 1-1,5 см "выглядывать" из-под рукава пиджака.

Важным элементом одежды является носовой платок. Он дол­жен быть, как и сорочка, светлых тонов - белый, нежно-серый и т.п., но ни в коем случае - густо-синий или красный, в яркую клетку. Второй носовой платок, безупречно чистый, хранится как резервный, "на всякий случай". Его при необходимости предлагают женщине, им удобно вынуть соринку из глаза. Однако его периодически меняют - даже будучи неиспользованным, платок через некоторое время приобретает несвежий вид.

Галстук - тот элемент одежды, который практически не решает никаких функциональных задач. Цвет (или цвета) галстука должен гармонировать с цветом сорочки и костюма. Рисунок на галстуке желателен геометрического характера - полоска разной ширины, ромбы, квадраты, окружности, горошек (горошинки должны быть мелкими: чем мельче, тем больше изысканности и утонченности в рисунке галстучной ткани) и т.п. Галстук - наиболее яркая и поэтому заметная де­таль туалета. Самое надежное решение - выбрать однотонный галстук (синий, темно-красный, темно-серый, светло-серый и т.п.), он подхо­дит к любой сорочке и любому костюму. Очень хорош для делового костюма галстук с диагональными полосками цвета, гармонирующего с основным полем галстука. Примерная ширина галстука (в среднем) - такая же, как ширина борта пиджака, т.е. если борта пиджака широкие, галстук не должен быть узким, и наоборот. Длина его определяется тем, что он должен закрывать пряжку пояса брючного ремня. Для галстука не рекомендуются цвета фиолетовые, сиреневые, розовые, ярко-красные.

Существует такое требование: по интенсивности окраски на первом месте - пиджак, на втором - галстук, на третьем - сорочка.

Сколько костюмов следует иметь современному деловому мужчине? Сколько угодно! Существует только нижняя граница – нe менее трех: для повседневной носки можно рекомендовать серый и синий цвет, для торжественных случаев - черный. Поскольку, как известно, брюки изнашиваются и приобретают не вполне "свежий" вид раньше, чем пиджак, разумно приобретать костюм с двумя парами брюк, причем одни из них могут слегка отличаться по интенсивности окраски или даже быть дру­гого цвета, но гармонирующего с цветом пиджака.

Существует правило, которого обычно придерживаются в западных деловых кругах: бизнесмен, деловой человек не должен появляться на службе в одном и том же костюме несколько дней подряд - желательно, чтобы даже два дня подряд этого не случалось, - кто-либо из коллег может высказать предположение, что он провел ночь не дома!

Обувь - полуботинки, цвет - только черный. Допускается темно-коричневый, например, летом, к серому костюму. Обувь - только на шнурках, подошва тонкая, кожаная или из заменителя, но всегда без ранта, который уместен только в уличной обуви.

Носки - важнейший элемент одежды. Их цвет всегда повторя­ет цвет обуви, а цвет обуви, как известно, черный. Недопустим цветной рисунок на носках, он может быть только фактурный.

Верхняя одежда должна по цвету и фактуре ткани соответство­вать костюму, чтобы в тот момент, когда деловой человек снима­ет плащ или пальто, не было дисгармонии в одежде.

Шляпа (может быть, кепка) соответствует моде, но умеренно.

Шарф - тот элемент гардероба, который может быть ярким (белым, красным), но должен гармонировать со всей прочей одеж­дой, но может быть также и весьма скромным по расцветке. Берет в качестве головного убора в деловой одежде недопустим, равно как и шарф ручной вязки.

Плащ или пальто тоже вполне могут соответствовать моде, но не должны быть ультрамодными. В верхней одежде, как и в костюме, недопустимы черты военного, спортивного и т.п. стиля. Цвет для верхней одежды предпочтителен серый, черный, синий. Зонт - черный.

Аксессуары - сумка, визитка, портмоне, папка или кейс, футляр для очков и др. - предпочтительно из натуральной кожи. Цвет аксессуаров - черный, темно-серый, никаких ярких рас­цветок.

Украшениями в деловой мужской одежде может быть одно кольцо, допуска­ется натуральный камень, но цвет камня – серый, чёрный, бесцветный (бриллиант). Кольцо должно быть дорогое, массивное; если нет возможности иметь дорогое кольцо - лучше вообще обойтись без кольца. Обручальное кольцо - символ семейного статуса (не украшение). Парфюмерные и косметические средства, используемые дело­вым мужчиной, должны быть одного наименования (одной "линии"); запах должен быть сведен к минимуму. Прическа делового мужчины - по моде, но в умеренном ее выражении.

Во внешнем облике делового мужчины недопустимы: короткие носки, оставляющие часть ноги обнаженной, когда человек сидит "нога на ногу"; несвежий носовой платок; полуоторванные пуговицы; мятый костюм; несвежая сорочка; криво завязанный галстук; нечищеная обувь; жилет ручной вязки; шарф ручной вязки; несвежая лента на шляпе; яркие, кричащие цвета деталей одежды; цветовые контрасты в одежде.

В заключение о стиле одежды. Стиль – самая неуловимая, трудно

определяемая, но самая важная характеристика не только одежды, но и всего внешнего вида. Можно дать такое определение стиля: стиль - это соответ­ствие цвета, фактуры ткани, фасона и тому подобных деталей костюма характеру проводимого делового мероприятия (совещание, работа на выставке, банкет), погоде, личным особенностям человека (рост, вес, цвет глаз, волос и т.п.).

· Одежда и внешний облик деловой женщины

Деловой этикет в целом относится к женщине более снисходительно, позволяя ей во многом отходить от мужских стандартов. Отклонения касаются прежде всего цвета, и, хотя основной вид повседневной деловой одежды у женщины тоже ­костюм, гамма цветов весьма обширна. Женский деловой костюм может быть практически любого цвета, но нельзя допускать ярких оттенков и контрастных сочетаний (важный принцип - умеренность).

Итак, основной вид повседневной деловой одежды женщины - костюм, т.е. классический пиджак с английским воротником и на подкладке с английской же юбкой - также на подкладке (подкладка способствует тому, что юбка дольше сохраняет форму и меньше мнется). Юбка прямая, с разрезом сзади; разрез не превышает 10 см по длине, а чтобы он не превращался в вы­рез, два полотнища ткани накладываются друг на друга и про­страчиваются, не доходя до низа десять сантиметров; таким об­разом, обеспечивается свобода шага. Костюм может быть из гладкокрашеной ткани, из ткани в по­лоску (неяркую и неширокую), из ткани с фактурным рисунком. Костюм может быть и классической трой­кой, но не обязательно. Женщина может быть одета и в платье-костюм. И костюм, и платье-костюм могут быть дополнены блузкой, если блузки нет, фасон костюма - обязательно с высокой зас­тежкой.

Блузка к женскому костюму рекомендуется светлая, по цвету гармонирующая с костюмом. Допустима для блузки ткань в по­лоску (тогда костюм должен быть из гладкокрашеной ткани), го­рошек, клетку. Требования при этом те же - рисунок на ткани должен быть мягким, неярким. Фасон блузки лучше всего выбрать классический - с английс­ким воротником, сорочечным или воротником-стойкой, заканчи­вающейся небольшим бантом. Что касается конкретного фасона костюма или блузки - дело­вой женщине этикет "любезно" позволяет следовать моде, одна­ко в самом умеренном ее выражении, сохраняя рамки официальности. Следует помнить, что недопустимой ошибкой является вульгарность - даже в слабом ее проявлении. К ней относится, например, слишком короткая юбка, слишком глубокий вырез блуз­ки.

В деловом этикете вполне до­пускают наличие брючных костюмов в гардеробе деловой жен­щины. Однако это должен быть костюм, воспроизводящий стиль обычного мужского костюма по плотности и цвету ткани; костюм дополняется блузкой сорочечного или лю­бого другого типа; брючный костюм требует брюч­ного же ремня!

Самая рекомендуемая обувь для деловой женщины - клас­сическая "лодочка" черного цвета из кожи, высота каблука - по желанию. Чулки (колготы) - только телесного цвета (цвета чёрный и рисунок "сеточка" исторически имеют отношение к определенной сфере жизни некоторой части прекрасной половины человечества, поэтому недопустимы). Чулки (колготы) носятся всегда - независимо от времени года. Босоножки, сандалии и т.п. не допускаются.

Прическа допускается по моде, но есть определенные ограничения: длина распущенных волос не должна быть ниже линии плеч, "ширина" прически - тоже в разумных пределах. Если волосы длинные - их следует собрать в пучок, заплести в косу, заколоть определенным образом. Макияж не обязателен, но и не возбраняется. Макияж не дол­жен быть чрезмерным, не должен быть «видным» (умеренность). Маникюр, т.е. содержание рук в безупречной чистоте и по­рядке, - обязателен, а вот покрытие ногтей лаком - нет. При покрытии ногтей лаком, это дол­жен быть лак естественных тонов. Средства парфюмерии и кос­метикине должны доставлять неудобства коллегам, покупателям и прочим партнерам по бизнесу. Духи должны чувствоваться слегка и толь­ко при приближении.

Сумка составляет элемент комплекта "сум­ка - туфли - перчатки", т.е. сумка из гладкой кожи, того же цвета, что и туфли, - предпочтительно черно­го. Сумка должна вмещать документы, которые, как правило, имеют формат А4. Кроме сумки, деловой женщине вполне позволительно пользоваться обычным кейсом или папкой. Элементы деловой экипировки - записная книжка, папка для визиток и подобные мелочи - должны быть недешевыми, отличаться вкусом.

Украшения в одежде деловой женщины вполне допустимы: бусы - не слишком крупные и не слишком длинная нить; брошь -предпочтительно из натуральных материалов - се­ребро, слоновая кость, перламутр; кольца - одно или два, можно с камнями, но не слишком объемными (обручальное кольцо в счет не идет); серьги - типа "винтик", но не длинные, висячие и много­цветные; цепочка - с подвеской или без неё. Желательно, чтобы украшения составляли комплект.

В верхней одежде предпочтительнее пальто, плащ, меховое пальто классических фасонов. Цвет и фак­туру ткани следует подбирать так, чтобы сохранялось соответствие и гармония в цветовой гам­ме, фасонах, особенностях тканей верхней одежды и повседнев­ного делового костюма. То же касается и дождевого зонта. Шарф - длинный или короткий, но обязательно фабричного изготовления, ни в коем случае не ручной вязки. Головной убор - по погоде и в соответствии с модой и жела­нием женщины (умеренность модных про­явлений, строгая изысканная простота). Перчатки - кожаные, цвет - чер­ный, может быть коричневый, допустим серый. Под запретом ­варежки.

Итак, женский облик в деловом мире характеризуется умеренно­стью во всем, классическими фасонами одежды и обуви, отсутствием ярких, расцветок, разумным количеством украшений. Уместно вспомнить польскую поговорку: «Из всех чувств самое главное - чувство меры».

· Виды и назначение деловых приёмов

Прием в деловой сфере - это прежде всего служебные обязанности, причем не только для организации-хозяйки, принимающей гостей, но и для организаций, выполняющих роль гостей. Цель любого делового приема - способствовать заключению взаимовыгодных договоров. Кроме этой цели есть и другая: отпраздновать юбилей фир­мы, достижение значительных финансовых результатов, расши­рение сферы деятельности фирмы, поскольку это дает повод про­вести время в непринужденной, радостной обстановке. На выставках, ярмарках устраиваются деловые приемы с целью создания благоприятных неформальных условий для развития партнерства.

Полуофициальная обстановка приемов позволяет завязать полезные знакомства, обсудить в целом будущие выгодные для участвующих партнеров контракты, расширить и углубить уже имеющиеся контакты, обменяться взглядами и мне­ниями, позволяющими лучше узнать экономические, финансовые и прочие позиции и притязания будущих партнеров, их особенно­сти в организации дела. Кроме того, для опытного бизнесмена наблюдение за поведением, поступками приглашенных на прием может быть источником информации, которая, в свою очередь, послужит одной из базовых составляющих при принятии реше­ний о заключаемой сделке. Менед­жер, приглашенный на прием, прежде всего, должен постараться поговорить с интересующими его фирму людьми, лучше узнать склонности, привычки, а следова­тельно, и характер предполагаемых партнеров, упрочить знаком­ство, завязать беседу на важную для него и его фирмы тему.

Деловые приемы можно классифицировать следующим образом:

приемы, проходящие сидя, с наличием посадочных мест; приемы стоя - без посадочных мест. Приемы можно разделить на дневные (рабочий завтрак; завтрак), вечерние (коктейль; «а ля фуршет»; буфет-обед; обед).

1. Рабочий завтрак: начало в 8.15- 9.00. Длительность - от 30 минут до

1ч. Одежда - повседневный деловой костюм. Цель – решение прин­ципиаль-ных вопросов по намечаемым договорам, сделкам - одновременно с зав-траком - из соображений экономии времени. Рабочий завтрак целесообразен, если число участвующих ­не более пяти человек. Алкогольные напитки не подаются, меню ограничено, супру­ги бизнесменов не приглашаются.

2. Завтрак: начало - 12.00-12.30. Продолжительность - 1-1,5 часа. Одежда - повседневная деловая. Меню: холодные закуски, одно-два горячих блюда, десерт, кофе. Напитки - сухие вина, шампанское. Супруги бизнесме-нов не приглашаются (но может быть исключение). В целом дневные приемы носят менее торжественный и более деловой характер, чем вечерние.

3. Коктейль, бокал шампанского - небольшой по длительнос­ти прием (1,5-2 часа), как правило, проходит стоя. Напитки, как и горячие и холодные закуски, разносятся официантами. Иногда такой вид обслуживания дополняется еще несколькими буфета­ми-стойками, где желающим предлагаются напитки. Начало при­ема - приблизительно в 17 часов.

4. "А ля фуршет" ("а lа fourchette" - фр. - вилкой: так как "а" - предлог, обозначающий творительный падеж, а "la fourchette" - вилка). Продолжительность и время начала те же, что и у приема типа "коктейль". Этот прием проводится стоя, но есть следующее отличие: накрываются столы с закусками, горя­чими блюдами, а также с посудой и приборами. Гости сами накладывают в свои тарелки желаемые блюда. Однако на столах находятся только те блюда, которые можно есть без использования ножа, стоя, т.е. держа тарелку в левой руке, а вилку - в правой.

Одежда на приемах типа "коктейль", бокал шампанского и "а ля фуршет" - обычный костюм, но более темного цвета, жен­ские костюмы более нарядные, менее жесткие требования к украшениям.

5. Буфет-обед - прием, начало которого назначается пример­но на 18-20 часов. Принципиальное отличие от приемов "кок­тейль" и "а ля фуршет", кроме времени начала и продолжитель­ности (2,5-3 часа), в том, что хотя кушанья и приборы находятся на большом столе, играющем роль буфета, однако этот прием проходит сидя. В зале устанавливаются столы, и при­гла-шенные, самостоятельно выбрав закуски, садятся за столы. Поскольку в этом случае усаживаться за один длинный стол было бы неудобно (тарелки в руках у гостей, разное время занятия места за столом), столы ставятся таким образом, чтобы за каж­дым могли разместиться 4-6 человек. Хотя это и вечер-ний прием, однако смокинг и вечернее платье не обязательны, поскольку прием предполагает самообслужива­ние, гостья в вечернем платье будет чувствовать себя неудобно, шествуя с тарелкой по залу в поисках места.

6. Обед - самая торжественная форма приема. Отметим, что на обед часть самых уважаемых гостей, например, первые лица фирмы, могут быть приглашены с супругами (на все прочие пере­численные формы деловых приемов супруги не приглашаются).

· Упражнения

Упражнение 1. (Спиллейн М. Имидж мужчины.- 1996.- 168с., С.14)

Обозначьте три ключевых слова, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени характеризуют вас (или вам хочется этого).

* готовый сотрудничать * сложившийся * моложавый

* привлекательный * дружелюбный * воспитанный

* любезный * профессиональный * способный

* сообразительный * деятельный * исполнительный

* преуспевающий * дисциплинированный * сильный

* надёжный * творческий * амбициозный

* трудолюбивый * любящий порядок * активный

Упражнение 2. ( Спиллейн, М. Имидж мужчины./ М. Спиллейн. - 1996.- С.18)

В каждом из последующих компонентов имиджа зачеркните один, который, по вашему мнению, соответствует вам.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: