double arrow

Тема: Имидж и основы бизнес-этикета

(Бороздина, Г.В. Психология делового общения./ Г.В. Бороздина. - М., 1998.- 224с.

Криксунова, И. Создай свой имидж./ И. Криксунова. - СПб., 1997.- 176с.

Нефёдова, И., Власова, Е. Я и мой имидж./ И. Нефёдова И., Е. Власова.- СПб., 1997.- 176с.

Спиллейн, М. Имидж мужчины./ М. Спиллейн. - 1996.- 168с.

Ботавина, Р.Н. Этика деловых отношений./ Р.Н. Ботавина. - М., 2001.- 208с.)

· Понятийный аппарат

ИМИДЖ (англ. image, лат. imago – образ, вид) – целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. Имидж может быть не только у человека, но и у товара, фирмы, идеи, рекламы.

ИМИДЖ ЧЕЛОВЕКА – визуальная привлекательность личности;

проявление внутренних ощущений и собственных представлений о себе с учетом стереотипов окружающих людей; это внешнее отражение человеческого образа, наглядно-выразительный «срез» его личностных характеристик; это искусство управлять впечатлением.

ИМИДЖЕЛОГИЯ – отрасль научного знания, занимающаяся проблемой «как человек выглядит в глазах окружающих».

ИМИДЖМЕЙКЕР (создатель имиджа) – профессия, предмет которой - управление обаянием, создание привлекательной и привлекающей личности.

· Ценностный смысл имиджа

Искусство нравиться есть великая тайна, которая, даруемая

природою или похищаемая упорным усилием, в обоих случаях достойна

уважения и зависти; в последней дани ей немногие и отказывают.

П.А. Вяземский

Внутри всякой судьбы есть возможность иной судьбы. Каждый

себе не равен, в каждом есть внутренняя подвижность и можно

развить ее во внутреннюю свободу – если только понять или

почувствовать, чего ради. В. Леви

Имидж – изображение человека на картинке жизни, в глазах окружающих. Зрители не всегда чётко осознают и фиксируют свои впечатления, большая часть этих впечатлений воспринимается бессознательно. Но, тем не менее, все они глубоко отпечатываются внутри и «выдают результат», программируя то или иное отношение к человеку. В дальнейшем изменить эту программу уже непросто, но возможно. Опытные имиджмейкеры, «создатели облика», разрабатывают всё: не только внешний облик (костюм, причёску), но и поведение (манеру держаться, речевые обороты и пр.). Однако не стоит обманываться, что это делается «раз, два – и готово». Всё это требует личных усилий, ведь имидж не назначают, а вырабатывают. При этом человек сначала делает усилия, чтобы создать свой имидж, пытаясь влиять на него, а потом уже он сам начинает влиять на человека. Это очень приятное ощущение - чувствовать себя уверенно, глядя на своё отражение в зеркале, излучать предчувствие, что «всё получится».

Искусство и техника создания имиджа заключается в том, чтобы

понять, что является привлекательным для других, познать самого себя и привести в соответствие с этим свои внешние оболочки. Обретение имиджа не самоцель, но имеет практический смысл. Ваш имидж должен выражать всё самое лучшее, что есть в вас. Во многих случаях имидж – это результат умелой ориентации в конкретной ситуации, а потому правильного выбора модели поведения. Ваш облик, манера разговаривать и поведение – всё это подаёт живую информацию о том, кто вы, насколько удачливы, чего способны достичь.

Неудачный имидж работает против вас, разрушает ваши намерения, стоит у вас на пути, когда вы пытаетесь доказать свои действительные качества и способности. Многие мужчины и женщины хотели бы, чтобы при оценке их качеств во внимание принимались бы их рабочие достижения, а не такие поверхностные факторы, как внешний вид. Однако именно вы сами – основной инструмент для выражения своих идей. Ваша «оболочка» поведает много о том, как вы оцениваете себя самого и уважаете других, о вашем отношении к таким категориям, как качество, творчество и профессиональность.

Удачный имидж вовсе не в том, что люди заметят ваш отличный костюм или галстук. Удачный имидж подчеркнёт максимум того, что есть в вас, придаст вам уверенность в себе, чтобы в любой ситуации вы могли остаться самим собой. Суть в том, что и окружающие, прежде всего, заметят вас, и вы сами знаете, что вид у вас профессиональный, привлекательный и преуспевающий. Ваш облик воздействует на вас в той же степени, в какой он воздействует и на окружающих, с которыми вы живёте, работаете и ежедневно встречаетесь. Если вы выглядите хорошо, вы чувствуете себя более уверенным, вы испытываете гордость за самого себя и находите поддержку у других.

Спросите себя,какие три личностные свойства вы считаете самыми важными и хотели бы, чтобы их распознавали в вас другие (упражнение 1). В какой мере эти свойства реально ощутимы для окружающих?

· Составляющие достойного имиджа

Многие обладают привлекательным имиджем от природы, но чаще симпатии приобретают благодаря искусству самопрезентации. Благоприятные внешние данные являются тем природным достоянием, которым следует умело распорядиться. Надо хотеть и уметь наилучшим образом самовыразить свои сильнейшие личностные качества. Согласно исследованиям, 92 % производимого впечатления зависит от того, как чело-век выглядит и «звучит», поэтому стоит осваивать актерский ликбез, изучая: искусство улыбаться; постановку голоса; технику жестов, мимики, поз.

Удачный имидж – это способность внушить окружающим, что носитель этого имиджа является воплощением в себе тех идеальных качеств, которые они хотели бы иметь, если бы были на месте этого человека. Обладателю привлекательного имиджа свойственно обаяние, а это не столько визуальная привлекательность личности, сколько полнота доверия, душевная расположенность к людям. В качестве непременного условия создания достойного имиджа выступает обладание высшей духовностью. Имидж включает в себя как минимум три составляющих в соответствии с запросами времени и общества: внешний облик, психологические свойства, социальные задатки. Эти компоненты представлены во внешних характеристиках человека: поведении, манере говорить, стиле одежды, оформлении интерьеров дома и офиса. Положительный имидж создаёт такой набор характеристик, как привлекательный внешний вид, независимое ответственное поведение, грамотная речь, достойные манеры, спокойная реакция на похвалу и критику. Негативно воздействуют на восприятие людей самоуверенность и стереотипное поведение личности.

Имидж необходимо совершенствовать на протяжении всей своей служебной карьеры. То, что удачно на одном уровне, не обязательно эффективно на другом. Способный бизнесмен умеет уловить неосязаемую сущность новой, другой среды и соответственным образом приспособиться – не для того, чтобы слиться с ней, а для того, чтобы преуспеть в ней.

Всё, что вы обозначите категорией «недостаточный» или «средний» (упражнение 2), не будет способствовать вашему продвижению по службе, поэтому приступите к их изменению.

· Формула воздействия имиджа

Воздействие имиджа происходит по формуле AIDA

A (attention) - привлечение внимания;

I (interest) - пробyждение интереса;

D (demand) - возбуждение потребности осуществить действие;

A (action) - побуждение к совершению действий.

· Критерии выбора модели поведения

Выражая свою позицию, мы используем одновременно разнообразные средства. Однако поведение человека воспринимается как целостный образ. Весь комплекс элементов поведения, создающих этот образ, определяют как модель, или паттерн поведения. Рекомендации о том, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели, составляют стратегическую модель поведения. Выбор модели поведения должен отвечать следующим требованиям:

- модель поведения должна соответствовать законодательству и не противоречить установленному в обществе порядку;

- поведение должно быть нравственно безупречно;

- поведение должно соответствовать поставленным целям;

- в поведении должна учитываться половая отнесенность личности;

- примите во внимание самокритичную оценку.

Модель поведения оправдана тогда, когда она признается достойным способом взаимодействия с людьми. Выбирая тактику общения, необходимо

- обладать несколькими вариантами поведения в однотипной ситуации и уметь ими оперативно пользоваться;

- не допускать конфронтации, тем более - конфликта отношений;

- умело использовать механизмы психологического взаимодействия: привязанность, симпатия, доверие, уважение;

- манеры должны излучать любезность и комплименты.

· Некоторые принципы создания имиджа

- Принцип повторения: хорошо запоминается то, что повторяется.

- Принцип непрерывного усиления воздействия: наращивание аргументи-рованного и эмоционального обращения - «Это только для Вас».

- Принцип «двойного вызова»: сообщение воспринимается не только разумом, но и подсознательно - через эмоциональную сферу психики.

Правильно сформированный имидж помогает человеку привлечь к себе

внимание людей, направить их активность в нужном направлении.

· Группы приоритетных качеств, обладание которыми делает реальным решение проблемы имиджа (В.М. Шепель):

1/ Природные качества («умение нравиться людям»): коммуникабельность (способность легко сходиться с людьми); эмпатичность (способность к сопереживанию); рефлексивность (способность понять другого человека); красноречивость (способность воздействовать словом).

2/ Характеристики личности как следствие ее образования и воспитания: нравственные ценности, психическое здоровье, способность к межличност-ному общению (владение набором человековедческих технологий).

3/ Характеристики личности, связанные с ее жизненным и профессиональ-ным опытом. Особенно ценным является интуиция на ситуацию общения.

· Область деятельности и имидж


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: