double arrow

Вопрос 7.9. Обоснование управленческих решений с использованием обратного расчета цены предприятия-производителя

Гибкая ценовая политика предприятия может заключаться в одних случаях в обосновании цены, позволяющей предприятию в полной мере осуществлять воспроизводственные процес­сы при устойчивом или ограниченном спросе. Рыночное установление цен предполагает возможность коррек­тировки первоначально рассчитанной цены путем применения к ней различных надбавок или скидок с учетом конъюнктуры рынка, объема поставок, сезонности спроса и других факторов, использования различных стратегий ценообразования.

Несмотря на относительную простоту расчета, а также такое достоинство затратного подхода, как справедливость (продавец довольствуется прибылью, необходимой для нормальной рабо­ты предприятия и включает в цену налоги по установленным ставкам), сфера его использования все же ограничена.

В большинстве других случаев рыночные цены служат ин­формацией о возможном сбыте, руководством к действию, что базируется на одном из основных правил маркетинга: "Не пы­тайтесь сбывать то, что вам удалось произвести, а производите то, что у вас, безусловно, будет куплено". В условиях, когда на рынке цены многих товаров определяются в первую очередь рыночными факторами, и предприятия, фирмы должны про­являть гибкость в принятии решений по ценам, ориентация на затраты не позволяет реализовывать в полной мере все возмож­ности для товара, предоставляемые рынком.

Поэтому во мно­гих случаях отправной точкой при определении цены и разра­ботке деловой стратегии предприятия должны быть конъюн­ктура рынка и его потенциальные возможности. Издержки при этом выполняют вспомогательную функцию и служат лишь для оценки эффективности принимаемых решений.




Использование обратного счета ("обратной калькуляции") дает возможность эффективно вести бизнес и еще до выведения товара на рынок выяснять его будущую целесообразность исхо­дя из цены, диктуемой рынком. Схема всех вычислений бази­руется на выявлении влияния состояния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от продажи то­варов по свободным рыночным ценам.

Прежде всего, с учетом конъюнктуры рынка, качества про­дукции определяется возможная рыночная цена конкретного изделия, которое намечается к выпуску. Эта цена может быть оговорена и согласована между потенциальными продавцом и покупателем или взята из представительных информационных источников. При этом могут использоваться методы, ориенти­рованные на качество, потребительские свойства товара, спрос, уровень конкуренции. В ряде случаев достаточно изучить цены конкурентов, реализующих аналогичную продукцию, и вос­пользоваться ценой предприятия. На практике в условиях функционирования различных рынков товаров для этого могут использоваться специфические методы, формулы расчета цен, различная конъюнктурная ин­формация. При достаточном насыщении рынка товарами мож­но прибегать к опросам покупателей, анкетированию, тестиро­ванию, для ориентации в отношении рыночной цены.



Если исходить из рыночной розничной цены, т.е. цены ко­нечного потребления, то с учетом ее состава, рассмотренного ра­нее, механизм всех вычислений будет иметь следующий вид. В первую очередь определим сумму налога с продаж, который мо­жет взиматься при реализации алкогольных, табачных, юве­лирных изделий или дорогостоящей бытовой техники, теле-, видеоаппаратуры, холодильников (в зависимости от объекта налогообложения):

НП = РЦ × Снп: 100,

где НП — налог с продаж, р.; РЦ — розничная цена, р., Снп— ставка нало­га с продаж, %.

После этого определим сумму НДС, входящего в розничную цену:

НДС = (РЦ − НП) × Сндс : (100 + С ндс),

где НДС — сумма НДС в розничной цене, р.; СНдс — ставка НДС, %.

Затем рассчитаем суммы розничной и оптовой торговых на­ценок (если они устанавливаются на основе торговых надбавок, размеры которых согласовываются в процентном выражении между поставщиками и покупателями):

РТЦ = (РЦ − НП − НДС) : (100 + РН + ОН) × РН;

ОЦ = (РЦ − НП −НДС − РТЦ) : (100 + РН + ОН) × ОН,

где РТЦ — розничная торговая наценка, р.; ОЦ — оптовая торговая нацен­ка, р.; РН — розничная торговая надбавка, %; ОН — оптовая торговая над­бавка, %.

Когда будут известны торговые наценки, можно определить возможную отпускную цену:

Цотп = РЦ − НП − НДС − РТЦ − ОЦ,

где Цотп — отпускная цена предприятия-изготовителя, р.

Далее производим все вычисления исходя из отпускной це­ны предприятия, двигаясь в обратном направлении от замыка­ющего ее элемента.

Если предприятие будет использовать для доставки продук­ции до покупателя привлеченный транспорт, то в первую оче­редь следует определить транспортные затраты исходя из опре­деленных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов (ТРпр).

Если продукция облагается акцизным налогом, следует рас­считать сумму акциза, которую придется уплатить с цены. При установленной адвалорной ставке расчет будет выглядеть сле­дующим образом:

А = (Цотп− ТРпр ) × Са,

где А — сумма акцизного налога, р.; Са— ставка акцизного налога, %.

Если продукция доставляется собственным транспортом, то отдельно необходимо рассчитать транспортные расходы (ТРсоб) исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспор­тных тарифов.

Безусловно, предприятие должно знать свою плановую се­бестоимость продукции (Сед), которую можно определить на любом этапе обоснований. В итоге как остаточную величину вычисляем прибыль. Она будет представлять собой разницу между отпускной рыночной ценой и всеми рассчитанными вы­ше элементами:

П = Цотп − ТРпр – А − ТРсоб – С ед,

где П — сумма прибыли в цене, р.

Если в итоге всех расчетов получена положительная величи­на, можно говорить о целесообразности выведения товара на рынок. Однако сама по себе абсолютная сумма прибыли еще не может выступать в качестве критерия принятия решения.

Пос­кольку в отечественной хозяйственной практике наиболее распространенным показателем эффективности затрат является рентабельность, целесообразно рассчитать ее уровень по кон­кретному товару (услуге). Если она окажется выше, чем сред­няя рентабельность в целом по предприятию, то можно принять решение о выпуске изделия или об оказании какой-либо услу­ги. Если она ниже средней, целесообразно проанализировать собственные издержки с целью их снижения и увеличения при­были, либо изучить возможности других рынков, либо вообще отказаться от изделия из-за неэффективности его изготовления в конкретно рассматриваемых условиях.

Выбор критерия для принятия решения на основе описанно­го расчета будет зависеть от экономического положения пред­приятия, фирмы на рынке. В некоторых случаях, особенно в ус­ловиях жесткой конкуренции, даже получение нулевого ре­зультата достаточно для положительной оценки действий, так как это позволит предприятию выжить и сохранить свои пози­ции на рынке.

В текущей работе использование способа обрат­ного счета дает возможность управлять прибылью, формируя ассортимент изделий из наиболее рентабельных их видов.

Пример.Оценить целесообразность производства нового изделия — куртки из натуральной кожи. Свободная ориентировочная розничная цена из­делия с учетом его качества и конъюнктуры рынка — 80 000 р. Суммарная оп­товая и розничная торговые надбавки — 30 %. Себестоимость производства куртки — 40 000 р. налога на добавленную стоимость — 20 %, Сложившаяся на фабрике рентабельность про­дукции — 15 %.

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) в розничной цене изделия составит:

НДС = 80 000 : 120 × 20 = 13333р.

Торговая наценка (ТЦ), которая останется в распоряжении торговых орга­низаций:

ТЦ = (80 000 −13333) : 130 × 30 = 15 385 р.

Отпускная цена предприятия-изготовителя (Ц отп.) будет равна:

Ц отп.= 80 000 − 13333 − 15 385 = 52282 р.

Сумма прибыли (П) в цене составит:

П = (52 385 − 40 000) = 12 385 р.

Рассчитаем рентабельность изделия (Р) по отношению к его себестоимости:

Р = 12 385 :40 000 × 100 = 30,96%.

Поскольку рентабельность нового изделия выше средней по предприятию, можно сделать вывод о целесообразности его производства.

Если предприятие не получает прибыли, для поиска решений возможно применение метода сумм покрытия затрат. Сумма покрытия(СП)состоит из структурных издержек и прибыли. Цель такого подхода — определить, принес ли калькулируемый объект прибыль или был убыточным. Для решения данной проблемы, а также определения прибыли отдельного продукта необходимо разложить постоянные затраты на отдельные сту­пени. При этом постоянные издержки не распределяются пропорцио­нально по продуктам. Это было бы неправильно, а рассчитываются на базе суммы покрытия. В данном случае постоянные издержки относят не к продуктам, а к другому основанию: группам продуктов, местам их воз­никновения.

Выделяют пять уровней постоянных издержек, и реализуют их в виде матрицы расчетов сумм покрытия. Каждая сумма покрытия (СП) показывает, какая доля постоянных издержек должна быть возмещена. Общая СП I, содержащая все постоянные издержки и прибыль, распадается на отдель­ные ступени, соответствующие их участию в производстве продуктов, и непок­рытый остаток уменьшается. Однако на практике не всегда удается выделить все пять блоков постоян­ных издержек. Поэтому в зависимости от потребностей и возможностей пред­приятия можно ограничиться двумя, тремя или четырьмя уровнями, но только не одним.

Ступенчатое покрытие затрат позволяет учитывать принцип предельных и ожидаемых затрат и дает возможность маневрирования коммерческими средствами, в частности, управлять ценами и проводить гибкую ценовую политику.Действуя в данной ситуации как инноватор,экономист принимает на себя часть функций по моделированию возможных ситуаций, предлагая различные способы поведения.






Сейчас читают про: