Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Вопрос 7.9. Обоснование управленческих решений с использованием обратного расчета цены предприятия-производителя




Гибкая ценовая политика предприятия может заключаться в одних случаях в обосновании цены, позволяющей предприятию в полной мере осуществлять воспроизводственные процес­сы при устойчивом или ограниченном спросе. Рыночное установление цен предполагает возможность коррек­тировки первоначально рассчитанной цены путем применения к ней различных надбавок или скидок с учетом конъюнктуры рынка, объема поставок, сезонности спроса и других факторов, использования различных стратегий ценообразования.

Несмотря на относительную простоту расчета, а также такое достоинство затратного подхода, как справедливость (продавец довольствуется прибылью, необходимой для нормальной рабо­ты предприятия и включает в цену налоги по установленным ставкам), сфера его использования все же ограничена.

В большинстве других случаев рыночные цены служат ин­формацией о возможном сбыте, руководством к действию, что базируется на одном из основных правил маркетинга: "Не пы­тайтесь сбывать то, что вам удалось произвести, а производите то, что у вас, безусловно, будет куплено". В условиях, когда на рынке цены многих товаров определяются в первую очередь рыночными факторами, и предприятия, фирмы должны про­являть гибкость в принятии решений по ценам, ориентация на затраты не позволяет реализовывать в полной мере все возмож­ности для товара, предоставляемые рынком.

Поэтому во мно­гих случаях отправной точкой при определении цены и разра­ботке деловой стратегии предприятия должны быть конъюн­ктура рынка и его потенциальные возможности. Издержки при этом выполняют вспомогательную функцию и служат лишь для оценки эффективности принимаемых решений.

Использование обратного счета ("обратной калькуляции") дает возможность эффективно вести бизнес и еще до выведения товара на рынок выяснять его будущую целесообразность исхо­дя из цены, диктуемой рынком. Схема всех вычислений бази­руется на выявлении влияния состояния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от продажи то­варов по свободным рыночным ценам.

Прежде всего, с учетом конъюнктуры рынка, качества про­дукции определяется возможная рыночная цена конкретного изделия, которое намечается к выпуску. Эта цена может быть оговорена и согласована между потенциальными продавцом и покупателем или взята из представительных информационных источников. При этом могут использоваться методы, ориенти­рованные на качество, потребительские свойства товара, спрос, уровень конкуренции. В ряде случаев достаточно изучить цены конкурентов, реализующих аналогичную продукцию, и вос­пользоваться ценой предприятия. На практике в условиях функционирования различных рынков товаров для этого могут использоваться специфические методы, формулы расчета цен, различная конъюнктурная ин­формация. При достаточном насыщении рынка товарами мож­но прибегать к опросам покупателей, анкетированию, тестиро­ванию, для ориентации в отношении рыночной цены.




Если исходить из рыночной розничной цены, т.е. цены ко­нечного потребления, то с учетом ее состава, рассмотренного ра­нее, механизм всех вычислений будет иметь следующий вид. В первую очередь определим сумму налога с продаж, который мо­жет взиматься при реализации алкогольных, табачных, юве­лирных изделий или дорогостоящей бытовой техники, теле-, видеоаппаратуры, холодильников (в зависимости от объекта налогообложения):

НП = РЦ × Снп: 100,

где НП — налог с продаж, р.; РЦ — розничная цена, р., Снп— ставка нало­га с продаж, %.

После этого определим сумму НДС, входящего в розничную цену:

НДС = (РЦ − НП) × Сндс : (100 + С ндс),

где НДС — сумма НДС в розничной цене, р.; СНдс — ставка НДС, %.

Затем рассчитаем суммы розничной и оптовой торговых на­ценок (если они устанавливаются на основе торговых надбавок, размеры которых согласовываются в процентном выражении между поставщиками и покупателями):

РТЦ = (РЦ − НП − НДС) : (100 + РН + ОН) × РН;

ОЦ = (РЦ − НП −НДС − РТЦ) : (100 + РН + ОН) × ОН,

где РТЦ — розничная торговая наценка, р.; ОЦ — оптовая торговая нацен­ка, р.; РН — розничная торговая надбавка, %; ОН — оптовая торговая над­бавка, %.

Когда будут известны торговые наценки, можно определить возможную отпускную цену:



Цотп = РЦ − НП − НДС − РТЦ − ОЦ,

где Цотп — отпускная цена предприятия-изготовителя, р.

Далее производим все вычисления исходя из отпускной це­ны предприятия, двигаясь в обратном направлении от замыка­ющего ее элемента.

Если предприятие будет использовать для доставки продук­ции до покупателя привлеченный транспорт, то в первую оче­редь следует определить транспортные затраты исходя из опре­деленных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспортных тарифов (ТРпр).

Если продукция облагается акцизным налогом, следует рас­считать сумму акциза, которую придется уплатить с цены. При установленной адвалорной ставке расчет будет выглядеть сле­дующим образом:

А = (Цотп− ТРпр ) × Са,

где А — сумма акцизного налога, р.; Са— ставка акцизного налога, %.

Если продукция доставляется собственным транспортом, то отдельно необходимо рассчитать транспортные расходы (ТРсоб) исходя из определенных договором условий поставки с учетом расстояния перевозки, массы груза, действующих транспор­тных тарифов.

Безусловно, предприятие должно знать свою плановую се­бестоимость продукции (Сед), которую можно определить на любом этапе обоснований. В итоге как остаточную величину вычисляем прибыль. Она будет представлять собой разницу между отпускной рыночной ценой и всеми рассчитанными вы­ше элементами:

П = Цотп − ТРпр – А − ТРсоб – С ед,

где П — сумма прибыли в цене, р.

Если в итоге всех расчетов получена положительная величи­на, можно говорить о целесообразности выведения товара на рынок. Однако сама по себе абсолютная сумма прибыли еще не может выступать в качестве критерия принятия решения.

Пос­кольку в отечественной хозяйственной практике наиболее распространенным показателем эффективности затрат является рентабельность, целесообразно рассчитать ее уровень по кон­кретному товару (услуге). Если она окажется выше, чем сред­няя рентабельность в целом по предприятию, то можно принять решение о выпуске изделия или об оказании какой-либо услу­ги. Если она ниже средней, целесообразно проанализировать собственные издержки с целью их снижения и увеличения при­были, либо изучить возможности других рынков, либо вообще отказаться от изделия из-за неэффективности его изготовления в конкретно рассматриваемых условиях.

Выбор критерия для принятия решения на основе описанно­го расчета будет зависеть от экономического положения пред­приятия, фирмы на рынке. В некоторых случаях, особенно в ус­ловиях жесткой конкуренции, даже получение нулевого ре­зультата достаточно для положительной оценки действий, так как это позволит предприятию выжить и сохранить свои пози­ции на рынке.

В текущей работе использование способа обрат­ного счета дает возможность управлять прибылью, формируя ассортимент изделий из наиболее рентабельных их видов.

Пример.Оценить целесообразность производства нового изделия — куртки из натуральной кожи. Свободная ориентировочная розничная цена из­делия с учетом его качества и конъюнктуры рынка — 80 000 р. Суммарная оп­товая и розничная торговые надбавки — 30 %. Себестоимость производства куртки — 40 000 р. налога на добавленную стоимость — 20 %, Сложившаяся на фабрике рентабельность про­дукции — 15 %.

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) в розничной цене изделия составит:

НДС = 80 000 : 120 × 20 = 13333р.

Торговая наценка (ТЦ), которая останется в распоряжении торговых орга­низаций:

ТЦ = (80 000 −13333) : 130 × 30 = 15 385 р.

Отпускная цена предприятия-изготовителя (Ц отп.) будет равна:

Ц отп.= 80 000 − 13333 − 15 385 = 52282 р.

Сумма прибыли (П) в цене составит:

П = (52 385 − 40 000) = 12 385 р.

Рассчитаем рентабельность изделия (Р) по отношению к его себестоимости:

Р = 12 385 :40 000 × 100 = 30,96%.

Поскольку рентабельность нового изделия выше средней по предприятию, можно сделать вывод о целесообразности его производства.

Если предприятие не получает прибыли, для поиска решений возможно применение метода сумм покрытия затрат. Сумма покрытия(СП)состоит из структурных издержек и прибыли. Цель такого подхода — определить, принес ли калькулируемый объект прибыль или был убыточным. Для решения данной проблемы, а также определения прибыли отдельного продукта необходимо разложить постоянные затраты на отдельные сту­пени. При этом постоянные издержки не распределяются пропорцио­нально по продуктам. Это было бы неправильно, а рассчитываются на базе суммы покрытия. В данном случае постоянные издержки относят не к продуктам, а к другому основанию: группам продуктов, местам их воз­никновения.

Выделяют пять уровней постоянных издержек, и реализуют их в виде матрицы расчетов сумм покрытия. Каждая сумма покрытия (СП) показывает, какая доля постоянных издержек должна быть возмещена. Общая СП I, содержащая все постоянные издержки и прибыль, распадается на отдель­ные ступени, соответствующие их участию в производстве продуктов, и непок­рытый остаток уменьшается. Однако на практике не всегда удается выделить все пять блоков постоян­ных издержек. Поэтому в зависимости от потребностей и возможностей пред­приятия можно ограничиться двумя, тремя или четырьмя уровнями, но только не одним.

Ступенчатое покрытие затрат позволяет учитывать принцип предельных и ожидаемых затрат и дает возможность маневрирования коммерческими средствами, в частности, управлять ценами и проводить гибкую ценовую политику.Действуя в данной ситуации как инноватор,экономист принимает на себя часть функций по моделированию возможных ситуаций, предлагая различные способы поведения.





Дата добавления: 2015-04-23; просмотров: 876; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше... 8904 - | 7211 - или читать все...

Читайте также:

 

3.228.21.186 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.