Вопрос 7.10.Отражение в цене транспортных расходов. Виды цен «франко»

Основы учета транспортных расходов при формировании отпускных цен на товары изло­жены в Инструкции о порядке форми­рования и применения цен и тарифов, утвер­жденной постановлением Минэкономики Республики Беларусь.

В соот­ветствии с данной Инструкцией:

1) субъекты хозяйствования формируют отпускные цены на произведенные ими товары, а также на товары, произведенные на давальческих условиях, с учетом или без учета расхо­дов, связанных с их транспортировкой до пункта, обусловленного договором (условия франко);

2) при приобретении товаров по отпускным ценам, сформированным без учета расходов, связанных с транспортировкой (на условиях франко-склад или франко-отправления), субъ­екты хозяйствования, осуществляющие торго­вую деятельность, имеют право увеличить их на сумму фактических транспортных расходов по доставке товаров до пункта, обусловленного договором (если не установлен иной порядок);

3) при самовывозе товаров, отпускные цены на которые установлены на условиях франко-назначения, покупателю возмещаются транс­портные расходы в сумме, включенной в отпу­скные цены;

4) в товарно-транспортных (товарных) на­кладных цена товара, поставляемого субъектам хозяйствования, осуществляющим торговую дея­тельность, указывается с обязательным обозна­чением франкировки;

5) транспортные расходы по переотправке товаров торговыми организациями относятся на их издержки.

Способы фор­мирования отпускных цен: с учетом транс­портных расходов (франко-назначения), без учета этих расходов (франко-отправления) и в зависимости от того, кто (продавец или поку­патель) реально понес расходы по транспорти­ровке.

В прейскуранты помещаются отпускные цены, сформированные без налога на добавленную стоимость. По ус­мотрению организации в прейскурантах можно указывать дополнительную информацию, на­пример о размере ставки НДС, уровне отпуск­ной цены с учетом НДС и др.

На республиканском уровне для определения распреде­ления прав и обязанностей сторон по транспортировке про­дукции существуют 6 видов цен «франко». Цена «франко» (условие поставки) указывает до какого момента на пути продвижения продукции от продавца к потребителю оп­лачивает транспортные расходы поставщик. Данные виды действуют только в пределах Республики Беларусь.

Виды цен «франко» условно подразделяются на две группы:

1 группа:цены, тяготеющие к местам производства или отправки продукции: франко - склад поставщика; франко — станция отправления; франко — транспортное средство станция отправления.

2 группа:цены, тяготеющие к местам потребления или доставки продукции: франко — транспортное средство станция назначения; франко — станция назначения; франко — склад покупателя.

Франкосклад поставщика: все расходы по транспорти­ровке продукции от предприятия-поставщика до покупате­ля оплачивает покупатель. Расходы по доставке продукции в цену не включаются.

Франко — станция отправления (франко-отправления): в отпускную цену включаются расходы по доставке продук­ции до станции отправления, расходы по взвешиванию и отправке, остальные расходы покупатель оплачивает сверх цены. Транспортные расходы в данном размере относятся на себестоимость продукции.

Франкотранспортное средство станция отправления: в отпускную цену включаются все расходы, указанные в пре­дыдущем условии поставки плюс затраты по погрузке про­дукции в транспортное средство на станции отправления.

Франко — транспортное средство станция назначения: в цену входят расходы по доставке продукции до станции на­значения и расходы по перегрузке ее в пути следования.

Франкостанция назначения (франко-назначения): в цену включаются все расходы по доставке продукции до станции назначения и выгрузка товара из транспортного средства.

Франко — склад покупателя: в отпускную цену предпри­ятия-производителя включаются все расходы по транспор­тировке, погрузочно — разгрузочные затраты, связанные с доставкой продукции до покупателя.

Самыми низкими по уровню ценами из перечисленных и наиболее выгодными предприятию-производителю, яв­ляются цены франко — склад поставщика; самыми высоки­ми — франкосклад покупателя, и определенным образом выгодными для покупателя. Под выгодностью в данном случае понимается не отвлечение дополнительных средств на транспортировку и трата времени, которой сопровожда­ется организация поставки товара. В любом случае расходы по доставке продукции несет покупатель, только в первом случае (франко — склад поставщика) они не включаются в цену, а во втором (франко — склад покупателя) они в полном объеме войдут в отпускную цену предприятия-поставщика. Помимо вышеуказанных причин, включение транспортных расходов в цену приводит к повышению ее уровня, косвен­ные налоги и неналоговые платежи пропорционально уве­личивают ее размеры, что может сделать данную продукцию неконкурентоспособной.

В прейскурантах отпускных цен в обязательном порядке должна быть указана франкировка. Принимая в расчет то обстоятельство, что поставка товаров покупателям может производиться как на условиях франко - отправления, так и на условиях франко-назначения, рекомендуется при составлении прейскуранта отпускных цен указывать две цены (для каждой поставки). В прейскурантах помещаются отпускные цены без налога на добавленную стоимость. По усмотрению организации в прейскурантах можно указывать дополнительную информацию, например, о размерах ставки НДС, уровне отпускных цен с НДС и др.

Учет транспортных расходов по доставке то­варов в пределах населенного пункта. Если организация-производитель практи­кует реализацию своей продукции с доставкой ее покупателю, то расходы по транспортировке удобнее рассчитывать с привязкой к стоимости реализуемой продукции. Для этого можно ис­пользовать усредненные статистические дан­ные о доле транспортных расходов в составе полной себестоимости доставляемой продук­ции за несколько (два - четыре) предыдущих месяцев.

Справочно: В состав расходов по транспортировке продукции могут быть включены: амортизация транспортных средств, расход ГСМ, стоимость ремонта автомобилей, заработная плата водителей, оплата труда по погрузке-разгрузке и то­му подобные расходы.

Пример1. Доля транспортных расходов в соста­ве полной себестоимости продукции, исчис­ленной с учетом ее доставки, составляет 2% (согласно усредненным данным за июль-август). Соответственно и отпускная цена, утвержденная для поставок на условиях франко-отправления, на 2% ниже цены, утвержденной для поставок на условиях франко-назначения.

Рассмотрим на примерах некоторые наиболее распространенные варианты поставок товаров.

Пример 2. В соответствии с заключенным договором организа­ция-покупатель приобретает у организации-изготовителя на условиях полной предоплаты 10 столов письменных (арт. 12050) и 4 стола для переговоров (арт. 13010) по це­нам франко-назначения (с учетом доставки). Однако обстоятельства сложились так, что организация - покупателя вывезла приобретенную мебель со склада организации изготовителя собственными силами (на своем транспорте).

В данной ситуации организация-изготовитель при оформлении товарно-транспортной накладной должна указать цены франко-отправления и возместить покупателю транспортные расходы в сумме, включенной цены франко-назначения.

Эта сумма находится путем вычитания из стоимости реализованной мебели, исчисленная по ценам франко-назначения, стоимости этой мебели, рассчитанной по ценам франко-отправления, и увеличении полученного результата на сумму НДС: [(10 шт. × 53 500 руб. + 4 шт. × 67 500 руб.) - (10 шт.× 52 430 руб. + 4 шт. × 66 150 руб.)]× 1,20 = (805 000 руб. − 788 900 руб.) ×1,20 = 19 320 руб.

Пример 3. Организация-покупатель заключила договор на при­обретение (с целью перепродажи) на условиях франко-отправления (самовывозом) 50 журнальных (арт. 11020) и 50 письменных (арт. 12060) столов. Стоимость приобре­тенной мебели без НДС равна 4 900 000 руб. (50 шт. × 44 100 руб. + 50 шт. ×53 900 руб.), с НДС по ставке 20% -5 880 000 руб. Для доставки мебели организация-покупатель обрати­лась к стороннему перевозчику, стоимость услуг которого составила 58 800 руб., в т.ч. НДС - 9800 руб.

Цены, по которым приобретенная мебель приходуется в учете организации-покупателя, рассчитываются следую­щим образом. Сначала определяется процент, который фактические транспортные расходы по доставке товаров (без НДС) составляют по отношению к стоимости приоб­ретенной мебели: 49 000 руб.:4 900 000 руб. = 1%.

Затем цена приобретения каждой единицы мебели (сформированная на условиях франко-отправления) уве­личивается на 1%. С учетом расходов по доставке цена стола журнального составит 44 541 руб. (44 100 руб. × 1,01), письменного - 54 439 руб. (53 900 руб. × 1,01). Общая прихо­дуемая стоимость приобретенной мебели будет равна сум­ме цены ее приобретения (4 900 000 руб.) и фактических расходов по транспортировке (49 000 руб.): 50шт. × 44 541 руб. + 50 шт. × 54 439 руб. = 4 949 000 руб.

Учет транспортных расходов по доставке то­варов в иные населенные пункты. При доставке продукции в иные населен­ные пункты рекомендуется сумму транспорт­ных расходов рассчитывать для каждого случая отдельно, так как удаленность населенного пунк­та и вес перевозимого груза могут быть различными. Соответственно и стоимость транс­портировки рекомендуется рассчитывать, учи­тывая расстояние" и тоннаж, добавляя эту стоимость к цене, указанной в прейскуранте для поставок на условиях франко-отправления.

Пример 4. Организация-изготовитель расположена в г. Витебске, организация-покупатель - в г. Бобруйске. Расстояние между указанными населенными пунктами составляет 300 км. Организация-покупатель приобрела 120 столов письмен­ных (арт. 12060) весом 15 кг каждый и 50 столов для пере­говоров (арт. 13030) весом 22 кг каждый. Общий вес со­ставляет 2900 кг (120 шт. ×15 кг + 50 шт. × 22 кг). С учетом приведенных исходных данных рассчитан­ная стоимость доставки мебели в г. Бобруйск с ее выгрузкой на склад покупателя равна условно 292 000 руб. Стоимость мебели, рассчитанная по ценам франко-от­правления, составляет 9 898 000 руб. (120 шт. × 53 900 руб. + 50 шт. × 68 600 руб.). С доставкой отпускная стоимость (без НДС) будет равна 10 190 000 руб., а с учетом НДС, исчисленного по ставке 20%, - 12 228 000 руб.

Учитывая, что стоимость транспортировки по отно­шению к стоимости мебели без учета доставки составляет 2,95% (292 000 руб.:9 898 000 руб.), можно определить отпускную цену каждого вида реализуемой продукции с учетом ее доставки в г. Бобруйска (на условиях франко-назначения): цена стола письменного (арт. 12060) составит 55 490 руб. (53 900 руб. ×1,0295), а цена стола для перего­воров (арт. 13030) - 70 624 руб. (68 600 руб. ×1,0295). Отпускная стоимость реализуе­мой продукции с учетом доставки (но без НДС) будет рав­на 10 190 000 руб. (120 шт. ×55 490 руб. + 50 шт. ×70 624 руб.).

При выделении в выставляемых счетах, накладных, иных расчет­ных документах стоимости транспортировки, организация обязана учитывать доход, получен­ный от осуществления перевозок, как доход по отдельному виду деятельности и соответствен­но иметь лицензию на внутриреспубликанские перевозки грузов автомобильным транспортом. Наличие данной лицензии не обязательно, ес­ли стоимость транспортировки в расчетных документах не выделяется, а включена в цену реализуемой продукции (если цена сформиро­вана на условиях франко-назначения). Для этого стоимость транспортировки следует рас­пределить на стоимость доставляемой продук­ции, исчисленную на условиях франко-отправления.

Если же продукция доставляется покупате­лю, находящемуся за пределами Республики Беларусь, то организация-изготовитель должна иметь лицензию на международные перевозки грузов автомобильным транспортом как при выделении стоимости транспортировки в рас­четных документах, так и при включении этой стоимости в цену реализуемой продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: