Примерная структура регистрационного журнала


19 Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. — Ростов н/Д; Феникс, 2004. С. 59-68.

На усмотрение консультанта в регистрационный журнал могут быть внесены такие графы, как «Порядковый номер записи», что впоследствии облегчит составление отчетной документации в вышестоящие организации, и «Регулярность об­ращения за психологической помощью». Последняя из на­званных граф будет иметь двойное значение: 1) поможет найти учетную карточку клиента, если он повторно обраща­ется за консультацией; 2) понять, способен и желает ли дан­ный клиент каких-либо реальных изменений в своей жизни (если- он регулярно посещает разнообразные психологические службы, искренность его намерения представляется малове­роятной).

Особое внимание рекомендуется обратить на последнюю графу «Дополнительные сведения». Данная графа предназна­чена для записи реальных характеристик клиента, а не интер­претаций или оценочных суждений лица, осуществляющего предварительную запись. Например: «одежда грязная, воло­сы взлохмачены» — это объектное описание. «Неопрятный вид» — и интерпретация, и оценочное суждение, посколь­ку, сводной стороны, не понятно, в чем конкретно проявля­ется неопрятность, с другой, что именно подразумевается под данным понятием, а с третьей — несет эмоционально-субъек­тивное отношение лица, давшего подобную характеристику.

В индивидуальной карточке клиента разумно предусмот­реть следующие графы:

1) «Фамилия, имя, отчество клиента»;

2) «Год рождения», а не «Возраст», поскольку у некоторых женщин данный вопрос вызывает замешательство и смущение;

3) «Пол» (некоторые фамилии не склоняются, а имена могут принадлежать как мужчине, так и женщине);

4) «Образование»;

5) «Кто и когда проводил последнюю консультацию» (это позволит или направить клиента к тому же консультан­ту, или получить у бывшего консультанта дополнитель­ную информацию);

6) «Проблема в интерпретации клиента»,

7) «Заключение консультанта»;

8) «Алгоритм разрешения проблемы»;

9) «Дополнительные рекомендации»;
10) «Примечания».

В графе «Примечания» записывается важная с точки зрения консультанта информация. Это может быть характерис­тика психологического состояние клиента «до» и «после» про­ведения сессии, степень принятия выработанного алгоритма по разрешению проблемы, выполнение данных рекомен­даций.

Оформлять учетную карточку клиента можно и в виде таб­лицы, и в виде обычных построчных записей.

Пример

«Сидоров Петр Игнатьевич, мужчина, 1956 года рожде­ния. Первое обращение в консультацию 13.03.2003. Об­разование высшее техническое. В настоящее время рабо­тает заместителем директора-строительной фирмы. Про­блема в интерпретации клиента: «Жена с жиру бесится» требует развод, надо бы ее успокоить, да не знаю как», Заключение консультанта: «Нарушение структуры взаимо­действия, выражающееся в «битве» за иерархию. Реко­мендовано: супружеское консультирование. Назначена дата консультирования. Клиенты на консультацию не явились».

Этап 2. После того как психолог собрал необходимую пред­варительную информацию, он может перейти ко второму этапу подготовки — систематизации знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может: 1) просмотреть литературу по данной проблеме; 2) проконсультироваться с кол­легами; 3) ознакомиться с новыми исследованиями,

Этап 3. Разработка плана проведения консультации. К дан­ному пункту необходимо относиться осторожно, поскольку наличие плана может иметь и положительную и отрицатель­ную стороны. Имея четкий план, можно подобно капитану корабля, обойдя опасные зоны, достигнуть спокойного берега, но, слишком усердно следуя выработанному курсу, можно не заметить рифы, не нанесенные на карту. Вероят­но, наиболее полезной будет, как всегда, золотая серединам имея предварительный план, внимательно следите за тем, что происходит вокруг, меняя его, в зависимости от меняю­щихся условий.

Этап 4. Подбор психодиагностических средств, которые могут понадобиться в ходе консультирования. Если рассматривать в процентном соотношении, то при подготовке к консультации, также как и при ее проведении, основная часть времени специалиста должна быть посвящена сбору информации.

Таким образом, упорядочение возможно представить не только сам консультативный процесс, но и предварительную подготовку специалиста к встрече с клиентом. Знание дан­ных алгоритмов позволит, особенно начинающим консуль­тантам, чувствовать себя более уверенно в процессе работы, отслеживая последовательное прохождение по этапам по мере решения задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: