19 Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. — Ростов н/Д; Феникс, 2004. С. 59-68.
На усмотрение консультанта в регистрационный журнал могут быть внесены такие графы, как «Порядковый номер записи», что впоследствии облегчит составление отчетной документации в вышестоящие организации, и «Регулярность обращения за психологической помощью». Последняя из названных граф будет иметь двойное значение: 1) поможет найти учетную карточку клиента, если он повторно обращается за консультацией; 2) понять, способен и желает ли данный клиент каких-либо реальных изменений в своей жизни (если- он регулярно посещает разнообразные психологические службы, искренность его намерения представляется маловероятной).
Особое внимание рекомендуется обратить на последнюю графу «Дополнительные сведения». Данная графа предназначена для записи реальных характеристик клиента, а не интерпретаций или оценочных суждений лица, осуществляющего предварительную запись. Например: «одежда грязная, волосы взлохмачены» — это объектное описание. «Неопрятный вид» — и интерпретация, и оценочное суждение, поскольку, сводной стороны, не понятно, в чем конкретно проявляется неопрятность, с другой, что именно подразумевается под данным понятием, а с третьей — несет эмоционально-субъективное отношение лица, давшего подобную характеристику.
|
|
В индивидуальной карточке клиента разумно предусмотреть следующие графы:
1) «Фамилия, имя, отчество клиента»;
2) «Год рождения», а не «Возраст», поскольку у некоторых женщин данный вопрос вызывает замешательство и смущение;
3) «Пол» (некоторые фамилии не склоняются, а имена могут принадлежать как мужчине, так и женщине);
4) «Образование»;
5) «Кто и когда проводил последнюю консультацию» (это позволит или направить клиента к тому же консультанту, или получить у бывшего консультанта дополнительную информацию);
6) «Проблема в интерпретации клиента»,
7) «Заключение консультанта»;
8) «Алгоритм разрешения проблемы»;
9) «Дополнительные рекомендации»;
10) «Примечания».
В графе «Примечания» записывается важная с точки зрения консультанта информация. Это может быть характеристика психологического состояние клиента «до» и «после» проведения сессии, степень принятия выработанного алгоритма по разрешению проблемы, выполнение данных рекомендаций.
Оформлять учетную карточку клиента можно и в виде таблицы, и в виде обычных построчных записей.
Пример
«Сидоров Петр Игнатьевич, мужчина, 1956 года рождения. Первое обращение в консультацию 13.03.2003. Образование высшее техническое. В настоящее время работает заместителем директора-строительной фирмы. Проблема в интерпретации клиента: «Жена с жиру бесится» требует развод, надо бы ее успокоить, да не знаю как», Заключение консультанта: «Нарушение структуры взаимодействия, выражающееся в «битве» за иерархию. Рекомендовано: супружеское консультирование. Назначена дата консультирования. Клиенты на консультацию не явились».
|
|
Этап 2. После того как психолог собрал необходимую предварительную информацию, он может перейти ко второму этапу подготовки — систематизации знаний по имеющейся проблеме. На данном этапе консультант может: 1) просмотреть литературу по данной проблеме; 2) проконсультироваться с коллегами; 3) ознакомиться с новыми исследованиями,
Этап 3. Разработка плана проведения консультации. К данному пункту необходимо относиться осторожно, поскольку наличие плана может иметь и положительную и отрицательную стороны. Имея четкий план, можно подобно капитану корабля, обойдя опасные зоны, достигнуть спокойного берега, но, слишком усердно следуя выработанному курсу, можно не заметить рифы, не нанесенные на карту. Вероятно, наиболее полезной будет, как всегда, золотая серединам имея предварительный план, внимательно следите за тем, что происходит вокруг, меняя его, в зависимости от меняющихся условий.
Этап 4. Подбор психодиагностических средств, которые могут понадобиться в ходе консультирования. Если рассматривать в процентном соотношении, то при подготовке к консультации, также как и при ее проведении, основная часть времени специалиста должна быть посвящена сбору информации.
Таким образом, упорядочение возможно представить не только сам консультативный процесс, но и предварительную подготовку специалиста к встрече с клиентом. Знание данных алгоритмов позволит, особенно начинающим консультантам, чувствовать себя более уверенно в процессе работы, отслеживая последовательное прохождение по этапам по мере решения задач.