Как любое дело, психологическая консультация имеет свое логическое завершение. Эффективность (результативность) психологического консультирования— его конечный итог — определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях.
Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определенный временной промежуток. Однако уже а. конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента.
Оценка результативности психологического консультирования определится не только наличием объективных показателей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровнях клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации:
1) специалист;
2) клиент,
3) вовлеченные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).
Можно встретить достаточно большое разнообразие комбинаций данных позиций при оценивании успешности консультация, наиболее желательной из которых будет взаимная удовлетворенность результатом всех трех сторон.
|
|
К признакам результативности консультирования, объединяющим субъективные и объективные уровни оценивания, с позиции P.C. Немова20 можно отнести следующие:
1) субъективное совместное чувство удовлетворения после психологической консультации как у психолога-консультанта, так и у клиента;
2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);
3) наличием положительных изменений, которые и были целью психологического консультирования;
4) влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в положительную сторону изменили межличностные отношения).
Таким образом, на успешность процесса консультирования влияют субъективные и объективные факторы.
20 Немов Р.С. Основы психологического консультирования.— М, 1999.
Субъективные факторы:
· кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные лица);
· позиция оценивающего (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность решить данную проблему или признать ее решение);
· наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;
· присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;
· ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования.
Безопасность клиента в процессе консультирования гарантируется правилом анонимности.
|
|
«Правило анонимности» заключается в том, что любая информация, сообщаемая клиентом консультанту, не подлежит разглашению. Исключение составляют конкретные ситуаций, о которых клиент предупреждается заранее.
К таким ситуациям относятся: клиент собирается или находится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью; клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других людей; информация о противоправных действиях клиента в прошлом. Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, результаты консультирования в научной и исследовательской деятельности.
Объективные факторы:
· профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье);
· следование консультанта правилам консультирования.