Факторы, влияющие на успешность консультативного процесса

Как любое дело, психологическая консультация имеет свое логическое завершение. Эффективность (результативность) психологического консультирования— его конечный итог — определяется наличием положительных изменений у клиента на психическом и поведенческом уровнях.

Результат консультирования может быть успешным, неуспешным и средним и, как правило, проявляется через определенный временной промежуток. Однако уже а. конце консультации специалист может наблюдать положительные изменения в эмоциональном состоянии клиента.

Оценка результативности психологического консультирования определится не только наличием объективных показа­телей (тесты), отслеживающих положительные изменения на психоэмоциональном уровнях клиента, но и субъективный уровень оценки, который зависит от того, кто оценивает эффективность консультации:

1) специалист;

2) клиент,

3) вовлеченные лица (родственники, лечащий врач, педагог, социальный работник).

Можно встретить достаточно большое разнообразие ком­бинаций данных позиций при оценивании успешности кон­сультация, наиболее желательной из которых будет взаимная удовлетворенность результатом всех трех сторон.

К признакам результативности консультирования, объе­диняющим субъективные и объективные уровни оценивания, с позиции P.C. Немова20 можно отнести следующие:

1) субъективное совместное чувство удовлетворения после психологической консультации как у психолога-консуль­танта, так и у клиента;

2) данная субъективная удовлетворенность подтверждается объективными данными (изменением отношения к проблеме у клиента, результатами психологического исследования);

3) наличием положительных изменений, которые и были целью психологического консультирования;

4) влияние на один аспект изменило другой (например, положительные изменения на личностном плане в по­ложительную сторону изменили межличностные отно­шения).

Таким образом, на успешность процесса консультирова­ния влияют субъективные и объективные факторы.

20 Немов Р.С. Основы психологического консультирования.— М, 1999.

Субъективные факторы:

· кто оценивает (консультант, клиент, вовлеченные лица);

· позиция оценивающего (понимание сути проблемы, скрытых механизмов, желание и возможность решить данную проблему или признать ее решение);

· наличие у клиента реальной, а не выдуманной проблемы;

· присутствие у клиента искреннего желания решить предъявленную проблему;

· ощущение клиентом безопасности в процессе консультирования.

Безопасность клиента в процессе консультирования гаран­тируется правилом анонимности.

«Правило анонимности» заключается в том, что любая информация, сообщаемая клиентом консультанту, не подле­жит разглашению. Исключение составляют конкретные си­туаций, о которых клиент предупреждается заранее.

К таким ситуациям относятся: клиент собирается или на­ходится в состоянии, в котором может совершить действия, угрожающие своей жизни и здоровью; клиент представляет угрозу для жизни и здоровья других людей; информация о противоправных действиях клиента в прошлом. Кроме того, специалист имеет право использовать, без дополнительного согласия на то клиента, результаты консультирования в на­учной и исследовательской деятельности.

Объективные факторы:

· профессионализм консультанта (образование, опыт, психологическое здоровье);

· следование консультанта правилам консультирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: