Цицерон

3.1. Этапы психологического консультирования

Любой процесс возможно представить в виде последова­тельно сменяющих друг друга этапов. Процесс психологи­ческого консультирования не является исключением. У каж­дого из исследователей в данной области свое видение дан­ного вопроса. Однако в большинстве моментов их мнения совпадают, создавая упорядоченную картину.

Так, например, Алешина Ю.Е.13 выделяет четыре этапа консультирования:

1) знакомство с клиентом;

2) расспрос клиента, формулирование и проверка консуль­тативных гипотез;

3) коррекционное воздействие;

4) завершение беседы.

В.Ю. Меновщнков14 соотносит этапы консультирования со стадиями основного метода психологического консультиро­вания — интервью (от английского interview— беседа, встре­ча). Данный термин многозначен. Значение, в котором он применяется в психологической практике, — способ получе­ния социально-психологической информации с помощью устного опроса.

Стадии интервью:

1) установление контакт;

2) сбор информации («В чем проблема?);

3) осознание желаемого результата («Чего именно вы хо­тите?»);

4) выработка альтернативных решений («Что еще можно сделать по данному поводу?»);

5) обобщение результатов.

Р. Мей15 не дает четкого деления процесса консультирова­ния на этапы. В его работе «Искусство психологического консультирования» оно дано достаточно условно и осмысливает­ся как «шаги»:

1. «Чтение характера» — установление контакта, дости­жение раппорта.

2. «Главная часть встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность выговориться»16.

3. «Трансформация» (исцеление) — «завершение и цель всего процесса».

У Немова Р.С.17 консультативный, процесс имеет пять этапов:

1. Подготовительный этап — 20—30 минут. На этом эта­пе консультант изучает документацию клиента, подбор лите­ратуры по проблеме, вырабатывает план проведения консуль­тации.

13 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консуль­тирование. —М., 2000.

14 Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М., 2000.

15 Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М:, 2001.

16 Там же. С. 79.

17 Ненов Р.С Основы психологического консультирования. — М., 1999

2. Настроечный этап - 5-7 минут. Встреча клиента, ус­тановление контакта.

3. Диагностический этап — 60 минут, (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличие у него ресурсов для решения проблемы, а также недостаю­щие ресурсы. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.

4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на осно­ве полученной информации, выработка алгоритма разреше­ния проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продол­жительности 40—60 минут.

5. Контрольный этап — 20—30 минут. Психолог-консуль­тант и клиент договариваются о способах контроля за реали­зацией найденного алгоритма. В случае необходимости мо­жет быть назначена дополнительная встреча.

Таким образом, общий временной отрезок встречи займет от двух-трех до десяти—двенадцати часов»

Филипп Бурнард18 предлагает следующую структуру.

1. Начало работы. Встреча консультанта с клиентом. Зна­комство. Также на этом этапе они должны обсудить такие вопросы как: частота встреч; время, в которое будут прохо­дить встречи; время завершения отношений; вопрос конфи­денциальности.

2. Вводная беседа. Оказание специалистом психологиче­ской поддержки клиенту, снятие психологических барьеров, получение личных сведений о клиенте,

3. Определение имеющихся проблем. Более подробное по­лучение информации о сути проблемы клиента, фокуси­ровка внимания на реальных проблемах.

4. Принятие эмоций. Когда клиент в процессе консульти­рования начинает осознавать свои реальные проблемы, он, как правило, оказывается во власти сильных эмоциональных
переживаний. В частности, многочисленные межкультуральные эксперименты доказали существование семи универсаль­ных эмоциональных проявлений на лице: гнев, отвращение,
страх, радость, грусть, удивление, презрение. К основным видам негативных эмоций, которые обычно подавляются или скрываются, можно отнести: гнев, страх, печаль, смуще­ние, агрессию. Задача консультанта на данном этапе — дать клиенту возможность отреагировать данные эмоции. Это про­изойдет, если консультант продемонстрирует клиенту безоценочное приятие его переживаний. Подобные пережива­ния, освобождая подавляемые эмоции, являются важным
психотерапевтическим фактором. Чтобы убить дракона —надо посмотреть ему в глаза.

5. Определение возможных решений. Консультант оказы­вает помощь клиенту в определении стратегии решения про­блемы. Большинство исследователей в области консультирования отводят активную роль на данном этапе клиенту, пред­полагая, что именно он должен заниматься нахождением возможных решений своей проблемы. Безусловно, что преж­де чем будет выработан алгоритм необходимо инициировать клиента на поиск наибольшего числа возможных решений ситуаций.

6. Согласование плана действий. На данном этапе происходит кристаллизация плана достижения цели; Полезным будет прием записи полученного плана в двух экземплярах, один из которых остается у консультанта, другой передается клиенту. Главное, чтобы план был реально осуществимым и вписывался в социальный контекст жизни клиента.

7. Реализация плана. Данный этап процесса консульти­рования выполняется клиентом самостоятельно. В отдель­ных случаях, если того требует специфика личности клиен­та, с ним может быть достигнута договоренность о дополни­тельной встрече с целью предоставления клиентом отчета о полученных результатах.

Как видно из вышеприведенных алгоритмов консультатив­ного процесса, его основные этапы в некоторых моментах идентичны, а в некоторых — совладают с отдельными психо­логическими процедурами.

В результате анализа приведенных выше алгоритмов ав­тор данного учебного пособия предлагает свою интегративную модель консультативного процесса.

18 Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. — СПб., 2001.

Интегративная модель процесса психологического консультирования19

Первый этап. Начало работы. Включает в себя такие ком­поненты, как: встреча клиента, знакомство, установление; контакта.

Второй этап. Сбор информации. Цель данного этапа за­ключается в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.

Третий этап. Стратегический: определение возможных ре­шений проблемы, согласование плана действий, определе­ние способов контроля за реализацией намеченного плана.

Четвертый этап. Реализация плане клиентом. Выполня­ется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.

Каждому этапу консультирования соответствуют опреде­ленные процедуры и техники, применение которых способ­ствует максимальному достижению успеха психологической консультации.

Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помо­щью которых решается одна из задач данного этапа.

Каждой процедуре соответствуют определенные техники— специальные приемы, применяемые консультантом для ре­шения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.

Одной из особенностей данного вида психологической помощи является то, что консультант имеет возможность за­ранее подготовиться к встрече с клиентом. Подготовка к встре­че с клиентом состоит наряда этапов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: