3.1. Этапы психологического консультирования
Любой процесс возможно представить в виде последовательно сменяющих друг друга этапов. Процесс психологического консультирования не является исключением. У каждого из исследователей в данной области свое видение данного вопроса. Однако в большинстве моментов их мнения совпадают, создавая упорядоченную картину.
Так, например, Алешина Ю.Е.13 выделяет четыре этапа консультирования:
1) знакомство с клиентом;
2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез;
3) коррекционное воздействие;
4) завершение беседы.
В.Ю. Меновщнков14 соотносит этапы консультирования со стадиями основного метода психологического консультирования — интервью (от английского interview— беседа, встреча). Данный термин многозначен. Значение, в котором он применяется в психологической практике, — способ получения социально-психологической информации с помощью устного опроса.
Стадии интервью:
1) установление контакт;
2) сбор информации («В чем проблема?);
|
|
3) осознание желаемого результата («Чего именно вы хотите?»);
4) выработка альтернативных решений («Что еще можно сделать по данному поводу?»);
5) обобщение результатов.
Р. Мей15 не дает четкого деления процесса консультирования на этапы. В его работе «Искусство психологического консультирования» оно дано достаточно условно и осмысливается как «шаги»:
1. «Чтение характера» — установление контакта, достижение раппорта.
2. «Главная часть встречи — исповедь, стадия, на которой клиент имеет возможность выговориться»16.
3. «Трансформация» (исцеление) — «завершение и цель всего процесса».
У Немова Р.С.17 консультативный, процесс имеет пять этапов:
1. Подготовительный этап — 20—30 минут. На этом этапе консультант изучает документацию клиента, подбор литературы по проблеме, вырабатывает план проведения консультации.
13 Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. —М., 2000.
14 Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. — М., 2000.
15 Мей Р. Искусство психологического консультирования. — М:, 2001.
16 Там же. С. 79.
17 Ненов Р.С Основы психологического консультирования. — М., 1999
2. Настроечный этап - 5-7 минут. Встреча клиента, установление контакта.
3. Диагностический этап — 60 минут, (иногда 4-6-8 часов). Проводится диагностика личности клиента, наличие у него ресурсов для решения проблемы, а также недостающие ресурсы. Данный этап включает в себя также исповедь клиента.
4. Рекомендательный этап. На нем происходит, на основе полученной информации, выработка алгоритма разрешения проблемы. Поиск алгоритма осуществляется психологом-консультантом совместно с клиентом и занимает по продолжительности 40—60 минут.
|
|
5. Контрольный этап — 20—30 минут. Психолог-консультант и клиент договариваются о способах контроля за реализацией найденного алгоритма. В случае необходимости может быть назначена дополнительная встреча.
Таким образом, общий временной отрезок встречи займет от двух-трех до десяти—двенадцати часов»
Филипп Бурнард18 предлагает следующую структуру.
1. Начало работы. Встреча консультанта с клиентом. Знакомство. Также на этом этапе они должны обсудить такие вопросы как: частота встреч; время, в которое будут проходить встречи; время завершения отношений; вопрос конфиденциальности.
2. Вводная беседа. Оказание специалистом психологической поддержки клиенту, снятие психологических барьеров, получение личных сведений о клиенте,
3. Определение имеющихся проблем. Более подробное получение информации о сути проблемы клиента, фокусировка внимания на реальных проблемах.
4. Принятие эмоций. Когда клиент в процессе консультирования начинает осознавать свои реальные проблемы, он, как правило, оказывается во власти сильных эмоциональных
переживаний. В частности, многочисленные межкультуральные эксперименты доказали существование семи универсальных эмоциональных проявлений на лице: гнев, отвращение,
страх, радость, грусть, удивление, презрение. К основным видам негативных эмоций, которые обычно подавляются или скрываются, можно отнести: гнев, страх, печаль, смущение, агрессию. Задача консультанта на данном этапе — дать клиенту возможность отреагировать данные эмоции. Это произойдет, если консультант продемонстрирует клиенту безоценочное приятие его переживаний. Подобные переживания, освобождая подавляемые эмоции, являются важным
психотерапевтическим фактором. Чтобы убить дракона —надо посмотреть ему в глаза.
5. Определение возможных решений. Консультант оказывает помощь клиенту в определении стратегии решения проблемы. Большинство исследователей в области консультирования отводят активную роль на данном этапе клиенту, предполагая, что именно он должен заниматься нахождением возможных решений своей проблемы. Безусловно, что прежде чем будет выработан алгоритм необходимо инициировать клиента на поиск наибольшего числа возможных решений ситуаций.
6. Согласование плана действий. На данном этапе происходит кристаллизация плана достижения цели; Полезным будет прием записи полученного плана в двух экземплярах, один из которых остается у консультанта, другой передается клиенту. Главное, чтобы план был реально осуществимым и вписывался в социальный контекст жизни клиента.
7. Реализация плана. Данный этап процесса консультирования выполняется клиентом самостоятельно. В отдельных случаях, если того требует специфика личности клиента, с ним может быть достигнута договоренность о дополнительной встрече с целью предоставления клиентом отчета о полученных результатах.
Как видно из вышеприведенных алгоритмов консультативного процесса, его основные этапы в некоторых моментах идентичны, а в некоторых — совладают с отдельными психологическими процедурами.
В результате анализа приведенных выше алгоритмов автор данного учебного пособия предлагает свою интегративную модель консультативного процесса.
18 Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования. — СПб., 2001.
Интегративная модель процесса психологического консультирования19
Первый этап. Начало работы. Включает в себя такие компоненты, как: встреча клиента, знакомство, установление; контакта.
Второй этап. Сбор информации. Цель данного этапа заключается в диагностике личности клиента (беседа, наблюдение, тесты), определении ресурсов клиента, прояснении сути проблемы.
|
|
Третий этап. Стратегический: определение возможных решений проблемы, согласование плана действий, определение способов контроля за реализацией намеченного плана.
Четвертый этап. Реализация плане клиентом. Выполняется клиентом самостоятельно, без участия специалиста.
Каждому этапу консультирования соответствуют определенные процедуры и техники, применение которых способствует максимальному достижению успеха психологической консультации.
Под процедурами в психологическом консультировании принято понимать группы приемов ведения специалистом клиента, объединенные по целевому назначению, с помощью которых решается одна из задач данного этапа.
Каждой процедуре соответствуют определенные техники— специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования.
Одной из особенностей данного вида психологической помощи является то, что консультант имеет возможность заранее подготовиться к встрече с клиентом. Подготовка к встрече с клиентом состоит наряда этапов.