С целью диагностики данного состояния применяется шкала астенического состояния (ШАС), разработанная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и опросника MMPI. Шкала состоит из тридцати пунктов-утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.
Исследование проводится индивидуально.
Инструкция клиенту: «Внимательно прочитайте предложения и, оценив применительно к своему состоянию в настоящем моменте, отметьте один из четырех вариантов ответов в
правой части бланка».
Варианты ответов:
1 — нет, неверно; 2 — пожалуй, так;
3 — верно; 4 — совершенно верно.
№ | Высказывание | Номера ответов |
Я работаю с большим напряжением | ||
Мне трудно сосредоточиться на чем-либо | ||
Моя половая жизнь не удовлетворяет меня | ||
Ожидание нервирует меня | ||
Я испытываю мышечную слабость | ||
Мне не хочется ходить в кино или в театр | ||
Я забывчив | ||
Я чувствую себя усталым | ||
Мои глаза устают при длительном чтении | ||
Мои руки дрожат | ||
У меня плохой аппетит | ||
Мне трудно быть на вечеринке или в шумной компании | ||
Я уже не так хорошо понимаю прочитанное | ||
Мои руки и ноги холодные | ||
Меня легко задеть | ||
У мена болит голова | ||
Я просыпаюсь утром усталым и не отдохнувшим | ||
У меня бывают головокружения | ||
У меня бывают подергивания мышц | ||
У меня шумит в ушах | ||
Меня беспокоят половые вопросы | ||
Я испытываю тяжесть в голове | ||
Я испытываю общую слабость | ||
Я испытываю боли в темени | ||
Жизнь для меня связана с напряжением | ||
Моя голова как бы стянута обручем | ||
Я легко просыпаюсь от шума | ||
Меня утомляют люди | ||
Когда я волнуюсь,. то покрываюсь потом | ||
Мне не дают заснуть беспокойные мысли |
5.3.4. Шкала сниженного настроения — субдепрессии (ШСНС)
|
|
Данная шкала основана на опроснике В. Зунга и адаптирована Т.Н. Балашовой.
Шкала включает в себя 20 утверждений, характеризующих проявление сниженного настроения — субдепрессии.
Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и отметьте одну из четырех цифр справа, соответствующих тому, как вы себя чувствуете в настоящее время».
Варианты ответов:
1 — нет, неверно; 2 — пожалуй, так;
3—верно; 4 — совершенно верно.
№ | Высказывание | Номера ответов | |
Я чувствую подавленность, тоску | |||
Я утром чувствую себя лучше всего | |||
У меня близко слезы | |||
У меня плохой ночной сон | |||
У меня аппетит не хуже обычного | |||
б | Мне приятно обращаться с привлекательными женщинами (мужчинами) | ||
Я теряю в весе | |||
Меня беспокоят запоры | |||
Мое сердце бьется быстрее, чем обычно | |||
Я устаю без всяких причин | |||
Я мыслю также ясно, как и всегда | |||
Мне легко делать то, что я умею | |||
Я чувствую беспокойство и не могу усидеть | |||
Я надеюсь на будущее | |||
Я более раздражителен, чем обычно | |||
Мне легко принимать решения | |||
Я чувствую, что полезен и необходим | |||
Я живу достаточно полной жизнью | |||
Я чувствую, что другим людям станет Легче, если меня не будет | |||
Меня и сейчас радует то, что радовало всегда |
После заполнения бланка производится подсчет набранных баллов.
|
|
В опроснике содержится десять «прямых» (1, 3, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 15, 19) и десять «обратных» вопросов (2, 5, 6, 11, 12, 14, 16, 17, 18, 20).
Каждый ответ оценивается от 1 до 4 баллов. «Обратные» ответы подсчитываются отдельно при помощи специального шаблона с прорезями, накладываемого на заполненный испытуемым тестовый бланк, при этом оценки ответов находятся над прорезями. Затем баллы по «прямым» и «обратным» ответам суммируются, а полученная таким образом «сырая» оценка переводится в шкальную при помощи формулы:
01= | до | х 100. |
Весь диапазон шкальных оценок делится на четыре зоны:
• ниже 50 баллов — лица, не имеющие в момент исследования снижения настроения;
• от 51 до 59 баллов — незначительное, но отчетливое снижение настроения;
• от 60 до 69 баллов — значительное снижение настроения;
• выше 70 баллов — глубокое снижение настроения (субдепрессия или депрессия).
5.3.5. Определение уровня агрессивности
Агрессивность — устойчивая черта личности, характеризующаяся готовностью к агрессивному поведению.
Агрессивное поведение — поведение иди действие, направленное на нанесение физического или психического вреда субъекту общения.
Для определения степени выраженности агрессивности возможно применять: тест Розенцвейга, проективную методику «Несуществующее животное», тест руки по Б. Бриклен, 3. Пиотровски, Э. Вагнеру (США), опросник Басса—Дарки на определение уровня агрессивности.,
Опросник Басса—Дарки состоит из 75 высказываний на которые клиент должен ответить «да» или «нет». По числу совпадений ответов с ключом подсчитываются индексы форм агрессивных и враждебных реакций. Общий индекс агрессивности узнается путем сложения индексов 1, 2, 7. Сумма индексов 5, 6 дает индекс враждебности.
Индексы агрессивных и враждебных реакций:
1) физическая агрессия;
2) косвенная агрессия (шутки, сплетни, необоснованные или ненаправленные взрывы ярости, крик, битье кулаком по столу или битье посуды);
3) склонность к раздражению;
4) негативизм;
5) обида (зависть, ненависть к окружающим, гнев «на весь мир»);
6) подозрительность (осторожность, основанная на убеждении в том, что окружающие хотят и могут потенциально или реально причинить вред);
7) вербальная агрессия (ссоры, крики, угрозы, ругательства);.
8) чувство вины (убеждение клиента в том, что он является плохим человеком, или наличие у него угрызений совести).
№ | Высказывания | Индекс | Ключ |
Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другому | + | ||
Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю | + | ||
Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь | + | ||
Если меня не попросят по-хорошему, то я не выполню просьбу | + | ||
Я не всегда получаю то, что мне положено | + | ||
Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной | + | ||
Если я не одобряю друзей, я даю им это почувствовать | + | ||
Если мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести | + | ||
Мне кажется, что я не способен ударить человека | — | ||
Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами | + | ||
Я всегда снисходителен к чужим недостаткам | - | ||
Если мне не нравится установленное правило, мне хочется его нарушить | + | ||
Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами | + | ||
Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал | б | + | |
Я часто бываю не согласен с людьми | + | ||
Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь | |||
Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему | + | ||
Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми | + | ||
Я гораздо более раздражен, чем кажется | + | ||
Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор | + | ||
Меня немного огорчает моя судьба | + | ||
Я думаю, что многие люди не любят меня | + | ||
Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной | + | ||
Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины | + | ||
Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку | + | ||
Я не способен на грубые шутки | - | ||
Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются | + | ||
Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались | + | ||
Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится | + | ||
Довольно многие люди завидуют мне | + | ||
Я требую, чтобы люди уважали мои права | + | ||
Меня угнетает, что я мало делаю для свояк родителей | + | ||
Люди, которые постоянно изводят вас, стоят, чтобы их щелкнули по носу | + | ||
От злости я иногда бываю мрачен | + | ||
Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не огорчаюсь | - | ||
Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания | - | ||
Хотя я и не показываю этого, иногда меня гложет зависть | + | ||
Иногда мне кажется, что надо мной смеются | + | ||
Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям | - | ||
Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены | + | ||
Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня | - | ||
Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь | + | ||
Иногда люди раздражают меня своим присутствием | + | ||
Нет людей, которых бы я по настоящему ненавидел | + | ||
Мой принцип: «Никогда не доверять чужакам» | + | ||
Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю | + | ||
Я делаю много такого, о чем впоследствии сожалею | + | ||
Если я разозлюсь, я могу дарить кого-нибудь | + | ||
С десяти лет я никогда не проявлял вспышек гнева | — | ||
Я часто чувствую себя, как пороховая бочка, готовая взорваться | + | ||
Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым легко ладить | + | ||
Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня | + | ||
Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ | + | ||
Неудачи огорчают меня | + | ||
Я дерусь не реже и не чаще чем другие | + | ||
Я не могу вспомнить случая, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся под руку вещь и ломал ее | + | ||
Иногда я чувствую, что готов первым начать драку | + | ||
Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо | + | ||
Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю | + | ||
Я ругаюсь только со злости | + | ||
Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть | + | ||
Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее | + | ||
Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком | + | ||
Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся | + | ||
У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить | — | ||
Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает | - | ||
Я часто думаю, что жил неправильно | + | ||
Я знаю людей, которые способны довести меня до драки. | + | ||
Я не огорчаюсь из-за мелочей | - | ||
Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня | — | ||
Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение | + | ||
В последнее время я стал занудой | + | ||
В споре я часто повышаю голос | + | ||
Я стараюсь скрывать плохое отношение к людям | — | ||
Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить | — |
|
|
|
|