Из историй путешественников

8.1. Процесс влияния: определение, классификация, вида!

Влияние в психологии понимается как целенаправленный процесс и результат изменения консультантом поведения, установок, намерений, представлений, оценок клиента в ходе взаимодействия с ним.

Как видно из рисунка 4, виды влияния можно предста­вить следующим образом:

Направленное влияние осуществляется посредством применения убеждения и внушения. При их использовании консультант предполагает получить определенный результат от объекта влияния.

Убеждение — метод воздействия на сознание клиента че­рез обращение к его собственному критическому суждению. Основу метода убеждения составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно цели воздействия. Убеждение составляет основу рациональной психотерапий.

В.М. Бехтерев (1911) считал полезным сочетание убеждения и внушения, особенно для клиентов со слабо развитой кри­тикой.

Невозможно отделить от убеждения суггестивний элемент, связанный с авторитетом личности консультанта и влияющий на результативность консультационного процесса в целом. Убеждение является составной частью любого вида психоло­гической помощи независимо от того, осознается оно специ­алистом или нет.

Переубеждение (персуазия) — процесс изменения, транс­формации ранее сформулированного убеждения. Переубеж­дение при оказании психологической помощи предполагает целенаправленное, последовательное формирование убежде­ний, изменяющих представление клиента о сути проблемы и способах ее разрешения.

Внушение целенаправленный процесс прямого или кос­венного воздействия на психическую сферу клиента. Осуще­ствляется при помощи специально организованной инфор­мации таким образом, чтобы ее восприятие происходило без критической оценки и логической~переработки объекта воз­действия и оказывало влияние на течение нервно-психиче­ских и соматических процессов. Основным средством внуше­ния является речь консультанта. Невербальные факторы (же­сты, мимика, действия) обычно являются дополняющими.

Существуют различные классификации внушения:

1. Внушение — самовнушение.

2. Открытое — закрытое.

3. Контактное — дистантное.

Внушение применяется при различных состояниях клиен­та: бодрствующем, состоянии естественного сна, при гипно­тическом сне.

В консультативной практике внушение в той или иной мере присутствует в каждой встрече консультанта с кли­ентом, но может выступать и в качестве самостоятель­ного метода психотерапевтического воздействия.

Как самостоятельное психотерапевтическое воздействие внушение осуществляется при помощи произнесения определенных формуле использованием специального тона и уче­том состояния клиента и характера его проблемы.

Ненаправленное влияние по своей сути непреднамеренно. Эффект воздействия возникает, проявляясь в действии ме­ханизмов заражения (процесс передачи эмоционального со­стояния от одного индивида к другому) и подражания (сле­дование какому-либо примеру, образцу).

Выделяют также виды влияния прямое и косвенное, вер­бальное и невербальное.

Прямое влияние заключается в открытом предъявлении клиенту притязаний и требований консультанта (прямое со­общение, сократовский диалог, предписание).

Косвенное влияние может проявляться двойственно: во-первых, по цели направленности, в том случае, когда влияние имеет непосредственную направленность,, но не самого кли­ента, а на его среду, во-вторых, когда влияние направленно на клиента, но в непрямых способах воздействия (парадок­сальные предписания, метафорические сообщения).

Вербальный уровень — при помощи слов, невербальный — телесные и голосовые характеристики.

Таким образом, получается следующая схема (рис. 5) клас­сификации видов влияния:

Многие методы и техники влияния сложно отнести к ка­кому-либо одному виду вследствие их многоаспектности воз­действия на клиента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: