Голосовые характеристики включают в себя:
1) тон голоса;
2) тембр;
3) темп (скорость) речи;
4) интонации.
Тон голоса (от греч. tones— натяжение, напряжение). Когда говорят о тоне голоса, то имеют в виду такие его параметры, как высота (высокий/низкий). Диапазон звучания зависит от частоты колебания голосовых связок. С помощью изменения тона создается мелодия речи. Наиболее неприятными считаются монотонный и высокий визгливый голоса.
Тембр — характерная окраска голоса, его цвет, колорит. Поскольку тембр зависит от особенностей голосовых связок, которые индивидуальны, практически невозможно встретить людей с одинаковым тембром. Наиболее распространенные характеристики тембра: светлый — темный, глухой — звон-
кий, холодный — теплый, жесткий — бархатный, пренебрежительный — благодушный. Возможные недостатки тембра: одышка, хрипота, гнусавость, резкость. Тембр может меняться в зависимости о психологического состояния человека.
Темп (скорость) речи (от лат. tempus — время). Установлено, что скорость речи соответствует скорости обработки (усвоения) информации. Поэтому, если вы хотите, чтобы собеседник более полно воспринял передаваемую вами информацию, подстраивайтесь к его темпу речи. Кроме того, по скорости речи возможно определить степень достоверности или убежденности вашего собеседника в предоставляемой им информации. Как правило, в тех случаях, когда собеседник испытывает какие-либо сомнения, находится в состоянии неуверенности, темп речи существенно снижается.
|
|
Интонация — манера произношения, отражающая чувства говорящего: вся гамма чувств, присущих человеку, находит свое выражение на интонационном уровне.
Подстройка к вашему собеседнику на голосовом уровне (по всем этим характеристикам или некоторым из них) будет способствовать установлению взаимопонимания.
Кроме перечисленных выше видов «отзеркаливания» по уровням восприятия можно выделить другую классификацию «отзеркаливания»:
1. Прямая подстройка — точное воспроизведение поведения другого человека.
2. Перекрестная подстройка — замена одного вида не словесного поведения на другой.
3. Перекрест по одному виду поведения (например, подстройка движения рук к дыханию другого человека (кинестетический канал).
4. Перекрест по разным способам поведения.
Пример: подстройка темпа речи (слуховой канал) к ритму дыхания (кинестетика).
Важно уметь выбирать между прямой подстройкой или перекрестной. К людям с нормальным дыханием вы можете подстраиваться непосредственно на уровне дыхания (прямая подстройка). По отношению к астматикам лучше использовать перекрестную подстройку, например, подстраивать движения рук к ритму дыхания.
|
|
Запомните:
Чем большее число различных вариантов подстройки вы используете, тем сильнее становится раппорт. Кроме того, люди различаются по степени реагирования на разные уровни подстройки. Например: для одного важен тон голоса, для другого— система представлений, для третьего— манера держаться и система жестов. Не всегда у вас есть возможность настолько хорошо изучить собеседника, чтобы точно определить его приоритеты. Используя в своем репертуаре все виды «отзеркаяивания», вы увеличиваете свои шансы на успех.