Эффект масштаба и структура отраслей

Подтверждением этому служат эмпирические данные о структуре отраслей современной промышленности. Производства, технологическая специфика которых исчерпывает положительный эффект масштаба уже при небольших производственных мощностях (малых значениях выработки), представлены небольшими предприятиями (см. рис. 6.12а). Примерами служат обычно некапиталоёмкие производства: розничная торговля, фермерские хозяйства, разработка программного обеспечения, изготовление эксклюзивных товаров и т.п.

 
 


Для некоторых других производств при достаточно быстром достижении максимального положительного эффекта масштаба далее на длительном участке роста объёмов производства дезэкономия не наступает (см. рис. 6.12б). В таких отраслях уживаются как небольшие, так и достаточно крупные предприятия. Примерами подобных производств являются производство продуктов питания, одежды, мебели, текстиля, продуктов нефтехимии.

Эффект масштаба может оставаться положительным на протяженном интервале роста объема производства. То есть технологические особенности производства некоторых благ таковы, что средние издержки минимальны только при больших объемах производства (см. рис. 6.12в). Поэтому рынок подобных благ формируется так, что агентами предложения являются крупные предприятия.

Примерами таких отраслей в основном служат капиталоемкие отрасли: металлургия, автомобилестроение, целлюлозно-бумажная промышленность. Значительный положительный эффект масштаба достижим также в изготовлении стандартизированной продукции: зубной пасты, часов, молочных и кондитерских изделий, пива и т.п.

Уже один этот перечень отраслей говорит об огромной роли, которую в современной экономике играют крупные предприятия. Принятый в годы реформ уничижительный тон описания крупных российских предприятий (в прессе их называют монстрами, динозаврами, пережитками советской эпохи и т.п.), поэтому, следует рассматривать как проявление политической публицистики, а не научного анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: