Эффект масштаба производства

Если выработка растёт быстрее затрат ресурсов, т.е. если имеет место положительный эффект масштаба, то средние издержки 6.11.).

 
 


В этом случае говорят об экономии на масштабах производства. Если выработка и затраты ресурсов растут в одинаковой пропорции, т.е. эффект масштаба отсутствует, средние издержки не изменяются при увеличении масштаба производства (функция LATC постоянна – участок АВ). Такая ситуация называется участком постоянной отдачи. Если выработка растёт медленнее, чем затраты ресурсов, т.е. имеют место отрицательный эффект масштаба, средние издержки увеличиваются при росте масштаба производства (функция LATC возрастает – участок АС). В этом случае говорят о дезэкономии на масштабах производства (см. рис. 6.11).

Общего закона, выражающего изменение эффекта масштаба, и устанавливающего обязательное снижение или повышение отдачи при росте производственных мощностей не существует. Эффект масштаба устанавливается на основе эмпирических зависимостей для каждого конкретного случая. Вместе с тем, можно выделить ряд факторов, которые обуславливают тот или иной эффект масштаба. При этом следует различать эффект масштаба на уровне отдельного завода и эффект масштаба на уровне фирмы.

Что улучшает эффективность использования ресурсов при наращивании объёма производства, какие факторы определяют положительный эффект масштаба в рамках завода?

Факторы экономии на масштабах производства ( схема 6.8).

 
 


Þ Специализация ресурсов: труда, оборудования, менеджмента. Всем известно, что ситуация, соответствующая русской поговорке “ и швец, и жнец, и на дуде игрец ” зачастую оборачивается низкой результативностью и качеством. Рост масштабов предприятия создаёт условия для углублённого разделения процессов производства на отдельные стадии, этапы и сосредоточения на этих этапах наиболее пригодных для них ресурсов: работников определённых специальностей и квалификации, профильного и специального оборудования. Растут возможности механизации и автоматизации отдельных стадий. На небольших заводах один-два управляющих вынуждены заниматься всем спектром управленческих проблем от заключения договоров с поставщиками до обеспечения сбыта. На крупных предприятиях профессиональные менеджеры специализируются на отдельных направлениях делового администрирования: стратегическом и оперативном планировании, финансовом анализе, маркетинге и т.д.

Þ Ряд технологических причин также обусловливает положительный эффект масштаба. Например, использование наиболее современного высокопроизводительного оборудования — поточных линий, автоматизированных модулей и т.п. — не целесообразно в мелкосерийном производстве. Окупаемость затрат на приобретение, а также загрузка их на полную мощность возможны в условиях среднесерийного и массового производства. Как правило, только достаточно крупные предприятия способны обеспечить оптимальное (без простоев и узких мест) расписание работы различного вида оборудования и работников. Даже чисто “размерные” соображения говорят о возможности снижения издержек при росте масштаба. Скажем, удвоение диаметра трубы газопровода обеспечит 4-х кратное увеличение объёма перекачиваемого газа.

Þ Внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Затраты на создание нового процессора, синтез и клинические испытания нового лекарства, разработку конструкции самолета и т.д. обходятся в современном мире в сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Очевидно, что их финансирование тем проще, чем крупнее фирма: ведь «разложенные» на огромное число выпускаемых продуктов такие издержки составят в цене продукта совсем небольшую величину.

Þ В условиях крупного производства увеличиваются возможности для развития производств из отходов основного производства или попутных продуктов.

Факторы положительного эффекта масштаба при чрезмерном “увлечении” ими обращаются в свою противоположность, становятся факторами дезэкономии на масштабе.

Факторы дезэкономии на масштабах производства (схема 6.9).

 
 


Þ Разделение труда может зайти так далеко, что выполнение элементарных операций превратится в монотонную, бездумную работу. Человек, лишённый возможности реализовать свой творческий потенциал не будет трудиться эффективно. Так на многих автозаводах не удается укомплектовать добросовестными рабочими сборочные конвейеры.

Þ Выигрыш при специализации менеджмента зачастую нейтрализуется возрастающей трудностью координации работы подразделений крупного предприятия. Коллектив менеджеров-профессионалов производственного гиганта может выродиться в костный бюрократический аппарат.

Þ Трудно согласовать работу слишком большого числа разнообразного оборудования, возникают узкие места или простои. Фактором отрицательного эффекта масштаба становятся и возрастающие транспортные издержки.

Даже если отдельный завод исчерпал ресурс положительного эффекта масштаба, значительный потенциал экономии существует в интеграции деятельности нескольких заводов. Речь идёт об эффекте масштаба на уровне фирмы, состоящей из нескольких заводов. Выделяют вертикальную и горизонтальную интеграцию.

Вертикальная интеграция — это объединение в рамках одной фирмы последовательных стадий технологического цикла создания продукта (схема 6.10).

 
 


Вертикальная интеграция может быть двух типов:

Ø направленная “назад”, когда фирма включает в себя предыдущие стадии производственного процесса;

Ø направленная “вперёд”, когда фирма охватывает последующие этапы.

Процесс создания вертикально интегрированных фирм в рыночных экономиках принимал разные формы. Чаще всего производственная компания внедрялась в сферу распределения и сбыта, создавая собственные закупочные и сбытовые отделения и вытесняя традиционные оптовые и розничные фирмы. Массовое производство невозможно без координации движения потоков сырья и полуфабрикатов. В вертикально интегрированных компаниях, способных наладить такую координацию, создаются условия для значительного понижения издержек.

Собственная централизованная сбытовая сеть позволяет чётко увязать график производства с изменениями в спросе, что также экономит ресурсы. Помимо эффекта, вызываемого увеличением масштаба операций в различных сферах деятельности фирмы (централизация управления, снабжения, маркетинга и т.д.), значительный потенциал повышения эффективности в интегрированных компаниях возникает в результате ускорения оборота капитала и окупаемости затрат.

Ещё один очень важный фактор повышения эффективности в интегрированных компаниях — возможность экономии на издержках рыночных трансакций (купли-продажи или, шире, изменения прав собственности на товар). Вертикальная интеграция позволяет также обеспечить фирме большую ценовую конкурентоспособность вследствие ликвидации надбавок к цене.

Однако, вертикально интегрированным компаниям присущи и особенности, которые вызывают отрицательный эффект масштаба. К ним относится жёсткая связанность, иммобильность ресурсов фирмы. Это ослабляет способность к инвестиционным решениям вне существующих подразделений компании, как бы они ни были потенциально прибыльны. Чем сильнее ориентация на внутрифирменные поставки, тем реальнее опасность упустить прогрессивные изменения в качестве и технологическом уровне продукции, производимой независимыми компаниями. Например, известен факт, что пионер конвейера Г. Форд отказался в своё время от использования алюминия в изготовлении автомобилей только потому, что его производство не было интегрировано в структуру фордовских компаний. У вертикально интегрированных компаний особенно велики постоянные издержки. Это связано с необходимостью значительных затрат на поддержание производственных мощностей по всей вертикальной цепи.

Горизонтальная интеграция имеет место тогда, когда несколько фирм, осуществляющих одинаковые стадии производственного процесса, объединяются в одну организацию (схема 6.11).

 
 


Классическими примерами такой интеграции являются сети ресторанов, магазинов, химчисток, мотелей, бензозаправочных станций и т.п. Основным источником экономии здесь становится снижение издержек за счёт увеличения масштабов функций управления, снабжения, сбыта, обучение кадров (происходит централизация этих операций).

Как особый вид интеграции можно рассматривать и возникновение диверсифицированных фирм. Диверсификация – это расширение ассортимента товаров, предлагаемых фирмой, или (в более широком смысле) процесс проникновения фирмы в смежные отрасли (схема 6.12).

 
 


Диверсифицированные фирмы превратились в один из основных институтов современной рыночной экономики. Дополнительными, по сравнению с узкоспециализированными компаниями, источниками роста эффективности использования ресурсов здесь являются следующие.

Þ Так называемая синергия, т.е. эффект взаимодействия различных продуктовых подразделений фирмы и совместного использования ими принадлежащих ей ресурсов. Например, совместное использование производственных мощностей, взаимодействие научно-исследовательских подразделений различных продуктовых отделений фирмы, совместное использование отделениями фирмы распределительно-сбытовой сети, рекламы, репутации товарной марки и т.п.

Þ Возможность формировать оптимальное сочетание производимой продукции и обслуживаемых ею рынков, с учетом динамики спроса и степени новизны продукции. Например, фирма имеет в производственной программе и товары, на которые спрос особенно активен сейчас, и те, которые перспективны в будущем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: