1. Эмпирический – установление, фактов их описание и систематизация.
2. Теоретический- выявление закономерностей развития явлений, установления причинно-следственных связей, формулирование теорий.
Методы научного познания:
Наблюдение – восприятие предметов и явлений окружающего мира.
Эксперимент – предполагает активное участие учённого, его воздействие на изучаемые процессы.
Абстрагирование – сосредоточение на основных свойствах процесса.
Синтез – объединение частей в единое целое.
Анализ – разделение изучаемого объекта на части и дальнейшее изучение
Гипотеза – научное предположение.
Моделирование – изучение явление при помощи созданной его копии, макета.
Индукция – переход от частного знания к общему
Дедукция – переход от общего знания к частному.
Аналогия – использование сходных свойств предмета.
Социальное познание – изучение процессов происходящих в обществе. Особенность:
1. Совпадение субъекта и объекта познания, изучение осуществляется изнутри.
|
|
2. Ограниченность применения таких методов как наблюдение и эксперимент.
3. Сложность изучаемого объекта. Динамичность объекта познания, общество находиться в постоянном развитии, динамике. Трудности достижения абсолютного знания, можно говорить только об установлении относительных истин.
4. Влияние на результаты познания субъективных факторов.
Основой познания являются социальные факты - события имевшие место в определённое время, при определённых условиях.
Виды социальных фактов:
действия, поступки людей,
продукты человеческой деятельности,
мнения, суждения людей живших в прошлом.
Ненаучное познание (обыденное) – знания человека, полученные им в повседневной жизни, формирование на этой основе системы взглядов на мир. Основой является жизненная практика, народная мудрость, здравый смысл.
Самопознание – познание самого себя. Формируется на основе представления о своей внешности, своих способностях, отношении других людей.
Познание средствами искусства, осуществляется через создание художественных образов.
Основные понятия по теме “Человек и общество”
Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность людей и отношений между ними.
Общественный прогресс - направленное развитие для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.
Глобальные проблемы современного мира – комплекс взаимосвязанных противоречий развития современного мира, требующий для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.
|
|
Исторический процесс – последовательность сменяющих друг друга событий, которые являются результатом деятельности многих поколений людей.
Индивид – отдельный живой организм.
Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного человека от других и определяющих своеобразие его психики и личности.
Склонность – предрасположенность к чему либо.
Способность – уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности человека.
Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Талант позволяет человеку создать продукт, отличающийся новизной, совершенством, значимостью.
Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Личность – социальный образ человека, складывающийся из его общественного образа и внутреннего облика.
Свобода – возможность поступать по своему усмотрению, в соответствии с своими интересами.
Мировоззрение – совокупность взглядов на мир, отношение человека к миру.
Деятельность человека это активный целенаправленный процесс преобразования окружающей среды, присущий только человеку.
Общение - процесс обмена информацией между двумя и более субъектами
Познание это процесс приобретения знаний, его углубления, расширения, совершенствования.
Агностицизм – отрицание возможности познания.
Истина – знание соответствующее своему предмету, адекватное отражение действительности в сознании человека.
Относительная истина – неполное знание, нуждающееся в дополнительном изучении.
Абсолютная истина – полное, всестороннее знание о предмете.
Самопознание – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своего духовного мира.
Сознание – способность человека целенаправленно и оценочно отражать объективную реальность.
Самосознание – осознание человеком своего нравственного облика, интересов, интеллектуального развития.
Самооценка эмоциональное отношение человека к собственному образу, складывается из представлений о себе и отношения других людей к себе.