double arrow

Уровни научного познания

1. Эмпирический – установление, фактов их описание и систематизация.

2. Теоретический- выявление закономерностей развития явлений, установления причинно-следственных связей, формулирование теорий.

Методы научного познания:

Наблюдение – восприятие предметов и явлений окружающего мира.

Эксперимент – предполагает активное участие учённого, его воздействие на изучаемые процессы.

Абстрагирование – сосредоточение на основных свойствах процесса.

Синтез – объединение частей в единое целое.

Анализ – разделение изучаемого объекта на части и дальнейшее изучение

Гипотеза – научное предположение.

Моделирование – изучение явление при помощи созданной его копии, макета.

Индукция – переход от частного знания к общему

Дедукция – переход от общего знания к частному.

Аналогия – использование сходных свойств предмета.

Социальное познание – изучение процессов происходящих в обществе. Особенность:

1. Совпадение субъекта и объекта познания, изучение осуществляется изнутри.

2. Ограниченность применения таких методов как наблюдение и эксперимент.

3. Сложность изучаемого объекта. Динамичность объекта познания, общество находиться в постоянном развитии, динамике. Трудности достижения абсолютного знания, можно говорить только об установлении относительных истин.

4. Влияние на результаты познания субъективных факторов.

Основой познания являются социальные факты - события имевшие место в определённое время, при определённых условиях.

Виды социальных фактов:

действия, поступки людей,

продукты человеческой деятельности,

мнения, суждения людей живших в прошлом.

Ненаучное познание (обыденное) – знания человека, полученные им в повседневной жизни, формирование на этой основе системы взглядов на мир. Основой является жизненная практика, народная мудрость, здравый смысл.

Самопознание – познание самого себя. Формируется на основе представления о своей внешности, своих способностях, отношении других людей.

Познание средствами искусства, осуществляется через создание художественных образов.

Основные понятия по теме “Человек и общество”

Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность людей и отношений между ними.

Общественный прогресс - направленное развитие для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции.

Глобальные проблемы современного мира – комплекс взаимосвязанных противоречий развития современного мира, требующий для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.

Исторический процесс – последовательность сменяющих друг друга событий, которые являются результатом деятельности многих поколений людей.

Индивид – отдельный живой организм.

Индивидуальность – совокупность черт, отличающих одного человека от других и определяющих своеобразие его психики и личности.

Склонность – предрасположенность к чему либо.

Способность – уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности человека.

Талант – высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных. Талант позволяет человеку создать продукт, отличающийся новизной, совершенством, значимостью.

Гениальность – высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.

Личность – социальный образ человека, складывающийся из его общественного образа и внутреннего облика.

Свобода – возможность поступать по своему усмотрению, в соответствии с своими интересами.

Мировоззрение – совокупность взглядов на мир, отношение человека к миру.

Деятельность человека это активный целенаправленный процесс преобразования окружающей среды, присущий только человеку.

Общение - процесс обмена информацией между двумя и более субъектами

Познание это процесс приобретения знаний, его углубления, расширения, совершенствования.

Агностицизм – отрицание возможности познания.

Истина – знание соответствующее своему предмету, адекватное отражение действительности в сознании человека.

Относительная истина – неполное знание, нуждающееся в дополнительном изучении.

Абсолютная истина – полное, всестороннее знание о предмете.

Самопознание – деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своего духовного мира.

Сознание – способность человека целенаправленно и оценочно отражать объективную реальность.

Самосознание – осознание человеком своего нравственного облика, интересов, интеллектуального развития.

Самооценка эмоциональное отношение человека к собственному образу, складывается из представлений о себе и отношения других людей к себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: