Тип акцентуации | мальчики | девочки | ||||
1 (n=19) | 2 (n=4) | 3 (n=4) | (n=6) | 2 (n=9) | 3 (n=3) | |
гипертимная | 8,5 | 10,3 | 8,0 | 8,5 | 9,0 | 9,3 |
циклоидная | 7,0 | 8,0 | 5,3 | 7,7 | 8,2 | 9,3 |
лабильная | 7,7 | 8,5 | 6,8 | 8,0 | 9,4 | 6,3 |
астено-невротическая | 5,9 | 7,3 | 6,0 | 7,2 | 7,6 | 5,7 |
сенситивная | 6,8 | 8,0 | 4,3 | 6,5 | 8,3 | 6,7 |
тревожно-педантическая | 6,7 | 8,5 | 4,5 | 7,2 | 9,2 | 8,7 |
интровертированная | 8,5 | 9,0 | 5,5 | 7,8 | 9,2 | 9,7 |
возбудимая | 8,3 | 7,5 | 6,8 | 8,2 | 9,0 | 7,3 |
демонстративная | 8,0 | 8,0 | 9,0 | 8,3 | 8,8 | 8,7 |
неустойчивая | 8,0 | 7,5 | 5,5 | 9,0 | 8,4 | 10,3 |
У подростков второй группы ярко выражены акцентуации в средних показателях, причем у подростков обоего пола выражены акцентуации циклоидного, сенситивного и интровертированного типа. Также можно выделить половые различия: у мальчиков проявляется гипертимная акцентуация, у девочек – лабильная, тревожно-педантическая и возбудимая. Как видно из результатов, проблемы в межличностном взаимодействии связаны с различными личностными особенностями: замкнутостью, сниженной потребностью в общении или особой чувствительностью к мнению окружающих, частой сменой настроения. Однако следует отметить, что взаимодействие с каждым из типов осложняется неспособностью окружающих (родителей) понять психологические особенности подростка, адаптировать собственные требования к конкретному психотипу. В итоге, желание «переделать» подростка, его поведение в соответствие с собственными представлениями дает противоположенный результат: подросток либо еще больше замыкается и отдаляется от общения, либо демонстрирует протестное поведение, ищет контактов в тех группах, где может удовлетворить потребности развивающегося «Я» в уважении, признании.
У подростков из третьей группы выявлены демонстративная акцентуация у мальчиков и циклоидный, интровертированный и неустойчивый тип – у девочек. Можно предположить, что наиболее усугубившиеся проблемы взаимодействия между подростками и важными институтами социализации (семьей, сверстниками, школой) связаны с такими личностными свойствами как эгоцентризм с одной стороны и пассивность, конформизм, безволие с другой.
Агрессивное поведение
Агрессивность подростков изучалась с помощью опросника уровня агрессивности Басса-Дарки, который дает возможность выявить различные элементы в структуре агрессивного поведения испытуемого (таблица 5).
Таблица 5