Сравнительные показатели акцентуаций характера подростов

Тип акцентуации мальчики девочки
1 (n=19) 2 (n=4) 3 (n=4) (n=6) 2 (n=9) 3 (n=3)
гипертимная 8,5 10,3 8,0 8,5 9,0 9,3
циклоидная 7,0 8,0 5,3 7,7 8,2 9,3
лабильная 7,7 8,5 6,8 8,0 9,4 6,3
астено-невротическая   5,9   7,3   6,0   7,2   7,6   5,7
сенситивная 6,8 8,0 4,3 6,5 8,3 6,7
тревожно-педантическая   6,7   8,5   4,5   7,2 9,2   8,7
интровертированная 8,5 9,0 5,5 7,8 9,2 9,7
возбудимая 8,3 7,5 6,8 8,2 9,0 7,3
демонстративная 8,0 8,0 9,0 8,3 8,8 8,7
неустойчивая 8,0 7,5 5,5 9,0 8,4 10,3

У подростков второй группы ярко выражены акцентуации в средних показателях, причем у подростков обоего пола выражены акцентуации циклоидного, сенситивного и интровертированного типа. Также можно выделить половые различия: у мальчиков проявляется гипертимная акцентуация, у девочек – лабильная, тревожно-педантическая и возбудимая. Как видно из результатов, проблемы в межличностном взаимодействии связаны с различными личностными особенностями: замкнутостью, сниженной потребностью в общении или особой чувствительностью к мнению окружающих, частой сменой настроения. Однако следует отметить, что взаимодействие с каждым из типов осложняется неспособностью окружающих (родителей) понять психологические особенности подростка, адаптировать собственные требования к конкретному психотипу. В итоге, желание «переделать» подростка, его поведение в соответствие с собственными представлениями дает противоположенный результат: подросток либо еще больше замыкается и отдаляется от общения, либо демонстрирует протестное поведение, ищет контактов в тех группах, где может удовлетворить потребности развивающегося «Я» в уважении, признании.

У подростков из третьей группы выявлены демонстративная акцентуация у мальчиков и циклоидный, интровертированный и неустойчивый тип – у девочек. Можно предположить, что наиболее усугубившиеся проблемы взаимодействия между подростками и важными институтами социализации (семьей, сверстниками, школой) связаны с такими личностными свойствами как эгоцентризм с одной стороны и пассивность, конформизм, безволие с другой.

Агрессивное поведение

Агрессивность подростков изучалась с помощью опросника уровня агрессивности Басса-Дарки, который дает возможность выявить различные элементы в структуре агрессивного поведения испытуемого (таблица 5).

Таблица 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: