Наименование шкал | мальчики | девочки | ||||
(n=16) | (n=4) | (n=2) | (n=6) | (n=9) | (n=3) | |
физическая агрессия | 74,4 | 68,5 | 76,5 | 51,3 | 66,4 | 80,7 |
косвенная агрессия | 59,1 | 57,0 | 66,5 | 60,0 | 63,1 | 74,7 |
раздражение | 54,4 | 65,5 | 65,5 | 56,2 | 68,7 | 69,7 |
негативизм | 51,5 | 46,3 | 52,5 | 56,7 | 59,1 | 80,0 |
обида | 52,9 | 41,8 | 72,5 | 51,0 | 56,2 | 67,7 |
подозрительность | 61,2 | 74,5 | 74,5 | 60,5 | 70,8 | 58,7 |
вербальная агрессия | 59,6 | 68,5 | 72,5 | 67,2 | 69,9 | 56,3 |
чувство вины | 53,6 | 81,3 | 75,0 | 55,0 | 68,9 | 58,7 |
индекс агрессивности | 12,2 | 15,5 | 11,5 | 16,0 | 17,3 | 10,7 |
индекс враждебности | 15,6 | 15,8 | 25,5 | 13,3 | 21,1 | 23,3 |
В первой группе у мальчиков наблюдаются завышенные показатели по шкале «физическая агрессия», а также высокие показатели по индексу враждебности. Данный индекс является суммарным показателем шкал «обида» (зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия) и «подозрительность» (подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред). Можно предположить, что подростки демонстрируют агрессивное поведение как негативную реакцию на внешние стимулы.
|
|
Во второй группе у мальчиков наблюдаются завышенные показатели по шкалам «подозрительность» (подозрительность - в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред) и «чувство вины» (выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести), а также высокие показатели по индексу враждебности у мальчиков и особенно у девочек.
В третей группе у мальчиков наблюдаются завышенные показатели по шкалам «физическая агрессия», «подозрительность» и «чувство вины»; у девочек высокие показатели по шкалам «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «негативизм» (оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов). Также у обеих групп высокие показатели по индексу враждебности.
Уровень тревожности
Показатели личностной и ситуативной тревожности получены с помощью теста «Исследование тревожности» Спилбергера (таблица 6)
Таблица 6