double arrow

Сравнение средних показателей диагностики родителей

(опросник PARI)

Наименование шкал 1 группа (n=7) 2 группа (n=5) 3 группа (n=2)
ограничение интересов матери ролью хозяйки дома 14,3 13,6 13,0
«жертвенность родителей» 13,7 14,2 13,0
супружеские конфликты 11,6 13,4 13,0
сверхавторитет родителей 12,1 14,6 17,0
«мученичество» родителей 12,3 12,6 14,0
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи 11,9 12,2 13,0
доминирование матери 14,6 13,2 7,5
необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка 13,1 14,4 15,5
предоставление ребенку возможность высказаться 13,7 16,0 16,5
равенство родителей и ребенка 12,9 12,8 10,0
поощрение активности ребенка 11,1 12,2 14,5
партнерские отношения между родителями и детьми 12,6 13,4 13,0
строгость родителей 12,4 11,2 13,5
раздражительность, вспыльчивость родителей 13,0 10,8 13,5
уклонение от общения с ребенком 14,0 12,8 13,0
оберегание ребенка от трудностей 14,1 13,4 12,5
подавление воли ребенка 13,9 15,0 12,0
страх причинить ребенку вред 13,1 15,2 17,0
зависимость ребенка от семьи 13,0 12,2 11,5
подавление агрессивности ребенком 14,3 11,2 10,0
подавление сексуальности ребенка 12,7 14,0 11,5
чрезмерное вмешательство в мир ребенка 13,4 15,0 19,0
ускорение развития ребенка 13,0 10,4 12,0

Выводы

По содержанию обращений наблюдаются гендерные различия: проблемами школьной неуспеваемости более озабочены родители мальчиков, обращения, связанные с трудностями в межличностного взаимодействия исходят в основном от родителей девочек. Такие различия могут быть связаны с различными требованиями к поведению для разных полов: для мальчиков академическая успешность более значима для будущей самореализации; для девочек существуют более жесткие требования по соблюдению внешних правил поведения. Так, агрессивное поведение противоречит традиционной норме женственности, вследствие чего родители более обеспокоены подобным поведением девочек-подростков по сравнению с мальчиками.

Несмотря на большое разнообразие психологических особенностей подростков можно выделить следующие тенденции в поведении:

– подростки, родители которых жалуются на проблемы в школе, характеризуются высокой тревожностью, пассивным поведением, незрелостью эмоционально-волевой сферы, зависимостью от оценки окружающих;

– у подростков, испытывающих трудности межличностного взаимодействия, выражены различные акцентуированные черты характера: затрудняющие общение для самого подростка (закрытость, трудность в установлении социальных контактов), а также создающие сложности для его окружения (частая смена настроения, эгоцентризм);

– немногочисленная по составу третья группа характеризуется более демонстративным, протестным, агрессивным поведением.

В целом можно констатировать, что анализ обращений выявляет широкий круг личностных проблем: наличие тревожности и страхов, неудовлетворенные потребности (как в положительной оценке окружающих, так и в проявлении самостоятельности), неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка, акцентуации характера – все это создает препятствия для формирования позитивных новообразований подросткового периода.

У большинства подростков наблюдаются проблемы семейных отношений: в детских рисунках проявляются нарушения общения, межличностных контактов. Кроме того в семьях, где есть повторные браки, наблюдаются сложности взаимодействия с супругами родителей (в основном с отчимами). Опрос родителей выявляет тенденции ограничения самостоятельности ребенка, чрезмерное вмешательство в его мир, сверхавторитет родителей. Данные черты воспитания также отрицательно сказываются на развитии адекватной самооценки, уверенности в себе и ответственности взрослеющего ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: