Наименование шкал | мальчики | девочки | ||||
(n=13) | (n=3) | (n=2) | (n=3) | (n=6) | (n=1) | |
ситуативная тревожность | 30,9 | 33,0 | 21,5 | 32,0 | 34,3 | 22 |
личностная тревожность | 44,5 | 47,7 | 49,5 | 54,3 | 55,2 | 29 |
У мальчиков, имеющих проблемы в школе, средние показатели обоих видов тревожности в норме, однако есть тенденция к завышенным показателям личностной тревожности, которая выражена у девочек из этой же группы.
У подростков обоего пола из второй группы и мальчиков из третьей группы можно констатировать высокие результаты по шкале «личностная тревожность», т.е. данные свидетельствуют о том, что тревожность носит устойчивый характер и является личностным свойством. При этом показатели тревожности у девочек выше, чем у мальчиков.
При этом у подростков из третьей группы занижены результаты по шкале «ситуативная тревожность», а у девочки также и по шкале «личностная тревожность» что может свидетельствовать о пассивности испытуемых, их низком уровне ответственности, отсутствии мотивации.
Был проведен корреляционный анализ результатов диагностики подростков всех групп, в ходе которого установлены следующие положительные и отрицательные взаимосвязи между различными шкалами.
Взаимосвязь акцентуаций и агрессивности (p<0,0500)
- Циклическая акцентуация и физическая агрессия – 0,49
- Циклическая акцентуация и косвенная агрессия – 0,42
- Циклическая акцентуация и обида – 0,38
- Лабильная акцентуация и раздражение – 0,57
- Лабильная акцентуация и индекс враждебности – -0,54
- Интровертированная акцентуация и физическая агрессия – 0,38
- Интровертированная акцентуация и раздражение – 0,41
- Интровертированная акцентуация и негативизм – 0,42
- Интровертированная акцентуация и обида – 0,49
- Возбудимая акцентуация и физическая агрессия – 0,42
- Возбудимая акцентуация и раздражение – 0,46
- Возбудимая акцентуация и подозрительность – 0,47
- Демонстративная акцентуация с индекс агрессивности – 0,45
Взаимосвязь акцентуаций и тревожности (p<0,0500)
- Неустойчивая акцентуация и личностная тревожность – -0,40
Взаимосвязь агрессивности и тревожности (p<0,0500)
- Раздражение и личностная тревожность – 0,49
Данные корреляционного анализа также подтверждают взаимосвязь между наиболее «конфликтными» акцентуациями и различными типами агрессии.
Диагностика родителей
Изучение родительских установок с помощью методики PARI (таблица 7) демонстрирует отсутствие высоких групповых показателей, а соответственно и высокой выраженности установок у родителей подростков из первой и второй групп. При этом данные по родителям подростков из третьей группы говорят о тенденции к опекающему стилю родительского поведения (установки «сверхавторитет родителей», «страх причинить ребенку вред», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка»). Наличие данных установок может приводить к формированию пассивности, несамостоятельности подростка, а также вызывать протестное поведение.
Также был проведен корреляционный анализ результатов психодиагностики детей и родителей без выделения групп (вследствие неоднородности выборок по каждой методике). Были получены связи между следующими переменными(p<0,0500):
Гипертимная акцентуация и сверхавторитет родителей – 0,47
Гипертимная акцентуация и партнерские отношения между родителями и детьми – 0,45
Интровертированная акцентуация и страх причинить ребенку вред – 0,43
Неустойчивая акцентуация и подавление сексуальности ребенка – 0,55
Чувство вины и оберегание ребенка от трудностей – -0,49
Чувство вины и чрезмерное вмешательство в мир ребенка – 0,51
Индекс агрессивности и уклонение от общения с ребенком – 0,49
Ситуативная тревожность и поощрение активности ребенка – -0,52
Личностная тревожность и поощрение активности ребенка – -0,50
Таблица 7