Сравнительные показатели тревожности подростов

Наименование шкал мальчики девочки
(n=13) (n=3) (n=2) (n=3) (n=6) (n=1)
ситуативная тревожность 30,9 33,0 21,5 32,0 34,3 22
личностная тревожность 44,5 47,7 49,5 54,3 55,2 29

У мальчиков, имеющих проблемы в школе, средние показатели обоих видов тревожности в норме, однако есть тенденция к завышенным показателям личностной тревожности, которая выражена у девочек из этой же группы.

У подростков обоего пола из второй группы и мальчиков из третьей группы можно констатировать высокие результаты по шкале «личностная тревожность», т.е. данные свидетельствуют о том, что тревожность носит устойчивый характер и является личностным свойством. При этом показатели тревожности у девочек выше, чем у мальчиков.

При этом у подростков из третьей группы занижены результаты по шкале «ситуативная тревожность», а у девочки также и по шкале «личностная тревожность» что может свидетельствовать о пассивности испытуемых, их низком уровне ответственности, отсутствии мотивации.

Был проведен корреляционный анализ результатов диагностики подростков всех групп, в ходе которого установлены следующие положительные и отрицательные взаимосвязи между различными шкалами.

Взаимосвязь акцентуаций и агрессивности (p<0,0500)

- Циклическая акцентуация и физическая агрессия – 0,49

- Циклическая акцентуация и косвенная агрессия – 0,42

- Циклическая акцентуация и обида – 0,38

- Лабильная акцентуация и раздражение – 0,57

- Лабильная акцентуация и индекс враждебности – -0,54

- Интровертированная акцентуация и физическая агрессия – 0,38

- Интровертированная акцентуация и раздражение – 0,41

- Интровертированная акцентуация и негативизм – 0,42

- Интровертированная акцентуация и обида – 0,49

- Возбудимая акцентуация и физическая агрессия – 0,42

- Возбудимая акцентуация и раздражение – 0,46

- Возбудимая акцентуация и подозрительность – 0,47

- Демонстративная акцентуация с индекс агрессивности – 0,45

Взаимосвязь акцентуаций и тревожности (p<0,0500)

- Неустойчивая акцентуация и личностная тревожность – -0,40

Взаимосвязь агрессивности и тревожности (p<0,0500)

- Раздражение и личностная тревожность – 0,49

Данные корреляционного анализа также подтверждают взаимосвязь между наиболее «конфликтными» акцентуациями и различными типами агрессии.

Диагностика родителей

Изучение родительских установок с помощью методики PARI (таблица 7) демонстрирует отсутствие высоких групповых показателей, а соответственно и высокой выраженности установок у родителей подростков из первой и второй групп. При этом данные по родителям подростков из третьей группы говорят о тенденции к опекающему стилю родительского поведения (установки «сверхавторитет родителей», «страх причинить ребенку вред», «чрезмерное вмешательство в мир ребенка»). Наличие данных установок может приводить к формированию пассивности, несамостоятельности подростка, а также вызывать протестное поведение.

Также был проведен корреляционный анализ результатов психодиагностики детей и родителей без выделения групп (вследствие неоднородности выборок по каждой методике). Были получены связи между следующими переменными(p<0,0500):

Гипертимная акцентуация и сверхавторитет родителей – 0,47

Гипертимная акцентуация и партнерские отношения между родителями и детьми – 0,45

Интровертированная акцентуация и страх причинить ребенку вред – 0,43

Неустойчивая акцентуация и подавление сексуальности ребенка – 0,55

Чувство вины и оберегание ребенка от трудностей – -0,49

Чувство вины и чрезмерное вмешательство в мир ребенка – 0,51

Индекс агрессивности и уклонение от общения с ребенком – 0,49

Ситуативная тревожность и поощрение активности ребенка – -0,52

Личностная тревожность и поощрение активности ребенка – -0,50

Таблица 7


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: