Основные этапы и принципы работы с неблагополучной семьей

В настоящее время, выявление семей, находящихся в социально опасном положении происходит достаточно поздно, когда они уже переживают стадию хронического кризиса. Такие семьи обладают малым реабилитационным потенциалом, и помочь им восстановиться чрезвычайно трудно. Это обстоятельство приводит к росту числа вынужденных лишений родительских прав, несмотря на рост числа, и объема услуг, оказываемых центрами психолого-педагогического сопровождения, что побуждает ставить вопрос об эффективности оказываемой помощи. Большая часть внимания уделяется детям и это понятно, но нельзя забывать о том, что из детского сада или школы ребенок возвращается домой, в семью, и если там ничего не меняется вся работа специалистов, пусть даже и прекрасно организованная, идет насмарку.

При работе с неблагополучной семьей нет определенных технологий работы, подходящих для решения трудностей всех семей. Здесь вся ответственность за качество и эффективность поддержки ложиться на плечи команды специалистов. При этом специалисты должны уметь: во-первых, грамотно диагностировать состояние семьи. Во-вторых, владеть разнообразными технологиями работы с семьей. В-третьих, своевременно и правильно их применять. Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе специалиста к решению проблем детей и их родителей, результаты работы с семьей будут влиять на неё положительно. Диагностика состояния семьи позволяет составить более точное представление о потребностях целевой группы и точнее сформировать комплекс необходимых услуг.

Хотелось бы отметить, что главная цель работы специалистов с неблагополучной семьей должно быть сохранение семьи (то есть решение проблем и взрослых и детей), а не обвинение и наказание. Таким образом, при построении системной работы с семьёй, например, с родительской некомпетентностью, она становится не предметом осуждения, а мишенью работы. Родители становятся участниками реабилитационного процесса и, наравне со специалистами, реабилитируют свои семьи. Между родителями и специалистами заключаются договор об ответственности со всех сторон. Целью работы становится родительская эффективность.

Только при сотрудничестве возможна эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия. Но сотрудничество и межведомственное взаимодействие прописаны практически во всех положениях о деятельности организаций, в должностных инструкциях специалистов, но все же системного подхода до сих пор нет, необходима координация, единая база данных, куда будет стекаться вся информация о семьях. В идеале это база данных должна создаваться на базе социально-педагогического центра, с возможностью доступа и обмена информацией для всех, задействованных в процессе сопровождения неблагополучных семей специалистов. Необходимо развитие социальной рекламы, как способа информирования населения о правах на оказание социальных услуг, возможные пути действий в сложных ситуациях и т.д. Такой социальной рекламой в будут информационные стенды, памятки для родителей и педагогов, общешкольные тематические акции и тематические консультации.

Выделим несколько принципов работы с неблагополучными семьями:

1.Принцип центрального положения ребенка в семье. В основе планирование и реализация всех мероприятий, проводимых с семьей, всегда стоят интересы семьи и ребенка.

2. Принцип системности. Ребенок, как и любой другой член семьи, является частью семейной системы как целого, он подчиняется правилам и требованиям ее функционирования, чтобы добиться изменений в поведении одного члена семьи, необходима перестройка всей системы.

3. Принцип направленности в будущее. Рассматривая ситуацию, в которой оказался несовершеннолетний, направлять усилия на поиск возможных путей выхода из данной ситуации, а не обсуждения кто виноват в случившемся. Выяснить причины семейного или детского неблагополучия естественно, важно, но только с той целью, чтобы определить адекватную помощь.

4. Принцип добровольности. Любое мероприятие, необходимое для выхода из кризисной ситуации, будет включено в план и будет реализовано только с согласия того, кто будет участвовать в мероприятиях. Это касается и членов семьи и всех других людей, которых необходимо привлечь в разрешении конкретных ситуаций. Необходимо определить возможность участников программы, заинтересованных в разрешении ситуации. Если специалист, педагог или другой значимый взрослый не согласен или не готов по каким-либо причинам участвовать в программе, соблюдать принцип работы с семьей, не надо ни настаивать, ни уговаривать, ни призывать к долгу.

5. Принцип конфиденциальности. Специалисты, работающие с семьей, должны сохраняться конфиденциальность информации, полученной в результате взаимодействия с семьей.

6. Принцип безопасности. Семья должна быть уверена во всесторонней безопасности общения со специалистом – о безопасности своих личностных границ в процессе взаимодействия.

7. Принцип толерантности. Заключается в безоценочном отношении к членам семьи и семейной ситуации и принятии их всеми специалистами, взаимодействующими с семьей.

Данные принципы реализуются на всех этапах работы с семьей.

Часто родители детей группы риска имеют собственные социально-психологические проблемы, поэтому оказание им помощи является неотъемлемой частью медико-психологической и социально-педагогической реабилитации детей из неблагополучных семей. При организации сопровождения просто необходимо учитывать специфику проблем каждого типа семьи. Рассмотрим некоторые типы семей и специфику проблемного поля детей и родителей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: