Упражнение. Ведущий задает вопрос участникам: «Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)?

Ведущий задает вопрос участникам: «Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)? Выбирается из группы один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень. Тренер просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения» другого «добровольца»:

1. Рот – чтобы не ругался и не кричал;

2. Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;

3. Уши – чтобы не слышали лишнего;

4. Руки – чтобы не дрались;

5. Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;

6. Душу – чтобы не страдала.

После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), тренер обращается к участникам с вопросами:

- Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!

- Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – глаза завязаны!

- Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!

- Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!

- Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!

После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

Обсуждение домашнего задания. Родители зачитывают свои списки поощрений и наказаний. Тренер подводит итоги, какие поощрения и наказания называ­ются наиболее часто.

Ведущий рассказывает об основных функциях по­ощрения и наказания. Поощрения служат для подкреп­ления желательного поведения, а наказания — для пре­рывания нежелательного поведения. Существует теория «эффективного родительского поведения», в которой стремление родителей воздействовать с помощью поощрений и наград рассматривается как фак­тор развития у детей либо синдрома выигрывающего, либо синдрома проигрывающего. В первом случае ребе­нок настроен на выигрыш, на победу, высокие достиже­ния любой ценой; во втором случае он обречен испыты­вать фрустрацию (разочарования) в течение всей жизни, так как оказал­ся недостаточно способным, чтобы получать поощре­ния.

Ведущий знакомит участников с другими теоретическими положе­ниями о поощрении и наказании.

§ Чем разнообразнее и неожиданнее поощрения, тем они действеннее. При этом поощрения не долж­ны восприниматься как подарок ко дню рождения (его все равно получишь). Чтобы поощрения выполняли свою функцию (закреплять положительное для родителя поведение ребенка), они должны быть чет­ко увязаны с действиями ребенка. Неожиданная на­града лучше запоминается, а конфета за каждую пя­терку теряет свою роль «быть поощрением».

§ Наказание должно быть значимо для ре­бенка, иначе оно теряет свой смысл и не служит для прерывания нежелательного поведения. Если ребенка наказывают, оставляя дома, а он при этом и не хотел идти в гости, то вряд ли это событие можно считать наказанием.

§ Ребенок может принимать участие в вопро­сах выбора поощрений и наказаний. Дети подчас бывают очень справедливы в поиске подходяще­го для себя наказания, чувствуя доверие, кото­рое оказали им родители. Осуществляя выбор, они к тому же лучше запоминают, что может по­следовать за определенным поведением, и это повышает их ответственность.

§ Лучше использовать поощрения, чем наказа­ния. Если нуж­ное поведение поощрять, а ненужное игнорировать, то необходимые навыки формируются быстрее, чем, если используются и поощрения, и наказания.

§ Поощрения должны исполняться. Очень важ­но, чтобы обещанная награда была получена, поэто­му не стоит давать невыполнимых обещаний.

Если родители действительно хотят закрепить же­лательное поведение ребенка, им лучше выбрать реаль­ное выполнимое поощрение, так как поощрения обяза­тельно должны исполняться. Мы можем установить для детей четкие рамки поведения, применяя систему поощ­рений и наказаний (за исключением телесных) и следя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логиче­ски вытекало из поступков детей. Приемлемыми нака­заниями служат запреты, лишения чего-либо, игнори­рование, отсутствие улыбки на лице матери и т. д.

Часто в группе возникает вопрос о физических нака­заниях. Физические наказания наносят невосполнимый урон взаимоотношениям детей и родителей. Ребенку труд­но осознать, что он подвергся телесному наказанию из-за своего неверного поведения, он скорее склонен счи­тать, что такое наказание — это проявление гнева или нелюбви со стороны отца или матери. При этом дети легко теряют веру в добрые намерения своих родителей.

Чаще всего родители прибегают к побоям из-за неумения найти другой выход из затруднительной ситуации, чувствуя бессилие и растерянность. Хотя в некоторых случаях и действует установка «Меня в детстве тоже били». Взрослые люди вспоминают даже не сам факт из­биения, а то, какое серьезное действие оказало их не­правильное поведение на родителей, насколько они были потрясены проступком своего чада, что даже взяли в руки ремень. По сути, воспитательное влияние оказыва­ет не само физическое воздействие, а бурные пережива­ния родителей по поводу, как правило, безнравственного поступка ребенка (например, воровства). Есть еще одно сходство между этими семейными историями: в каждой из них физическое наказание воспринималось как весь­ма редкий, а иногда и единственный случай.

Все время, демонстрируя ребенку свою несдержан­ность, родители не могут научить его самообладанию, не прививают ему умения справляться с отрицатель­ными эмоциями. Один из очень нежелательных резуль­татов частого битья - тот, что ребенок начинает ви­деть в нем способ излить накопившийся гнев и разре­шить возникшую проблему. Ребенок, которого ударили, за­частую начинает плакать еще громче, ребенок чувствует себя оскорбленным и униженным, в подростковом возрасте это может спровоцировать побег из дома или другие девиации в поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: