Цель: закрепление полученных знаний, обмен опытом и знаниями в способах воспитания.
Участники делятся на несколько групп.
В каждой группе участники на листках бумаги описывают волнующую их ситуацию, связанную с ребенком: поведение, конфликты и т.п. Затем, каждый кладет свой листок в общую коробку, листки перемешиваются и участники тянут листки с описанием ситуаций. В течение 5 -10 минут продумывают, как можно решить описанную ситуацию, какие поощрения и какие наказания могут быть предложены. По окончании времени родители зачитывают и обсуждают свои варианты.
Ведущий, после обсуждения, подводя итоги еще раз напоминает родителям о важном условии согласования поощрения и наказания с детьми.
2 часть. Из озвученных проблемных ситуаций проанализируйте, из каких родительских позиций вы взаимодействуете со своим ребенком.
Ведущий вывешивает описание способов разрешения конфликтных ситуаций: доминирование, сотрудничество, компромисс, избегание, подчинение. Есть ли, по мнению родителей, самые эффективные способы выхода из конфликтов, какие и почему, какие способы не приемлемы, по их мнению, почему.
Психогимнастическое упражнение «Щепка»
Цель: разрядка, расслабление, получение положительных эмоций.
Участники становятся в две шеренги – это деревья на берегах реки, вначале шеренги один участник становится между «берегами» и начинает двигаться по «руслу реки» (можно с закрытыми глазами «Закройте глаза и представьте, что вы щепка, упавшая в воду и плывущая на волнах»), все участники помогают двигаться ему, поглаживая, придерживая руками. Каждый, кто проходит по руслу, плывет в своем темпе, может поворачиваться и плыть назад, может кружится в водовороте и т.п.
В конце «русла реки щепка прибивается к берегу» (участник становится в конце шеренги и игра начинается с другим участником).
Домашнее задание
Поговорите с ребенком, какие вознаграждения и за что ему запомнились. Какое наказание для него самое страшное. Сравните с вашим списком поощрений и наказаний. Проанализируйте различия. Детско-родительские представления о желательных поощрениях и самых «страшных» наказаниях могут расходиться между собой. Необходимо помнить, что ребенок, так же как и родитель, имеет свои собственные ощущения и переживания, важно только признавать эти права друг за другом.